Намкай Норбу Ринпоче

ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН

в новой традиции тибетского тантризма говорится, что в знаменитом "Bras spungs"109 Будда Шакьямуни проявит себя в виде божества Шри Калачакры и передаст тантру Калачакры. Но в реальности проявления Ваджрадхары110 бесконечны, как области миров во вселенной, и мы не можем ограничивать учение, утверждая, что оно было передано в такую-то эпоху и таким-то учителем. В "Манджушринамасангити" написано:

"Учение преподавалось пробужденными существами прошлого, оно будет преподаваться пробужденными существами будущего, и оно по-прежнему преподается совершенными пробужденными существами настоящего". XXXII

Падмасамбхава сказал:

"Все пробужденные существа равны в изначальной сфере мудрости",

так как сфера мудрости находится совершенно за пределами понятий "равенство" и "различие". И, таким образом, учение может рассматриваться как подлинное, не обязательно будучи переданным Буддой Шакьямуни. Подлинность учения Пробужденных Существ должна доказываться четырьмя фундаментальными принципами: 1) оно основывается не на относительной истине, но на абсолютной111; 2) оно основывается не на доктрине, но на индивидууме; 3) оно основывается не на словах, но на значении; 4) оно основывается не на уме, но на мудрости.

По поводу учения о состоянии спонтанного присутствия Дзогчен мы читаем в "Сутре тайных предсказаний" (gSang ba lung bstan pa'i mdo), цитируемой учителем Джняной Шри112:

(И они его спросили) "Если Победоносный преподал три колесницы относительной истины, почему он также не передал колесницу абсолютной истины, в которой причина и результат самосовершенны и в которой Пробуждение не ищется вне себя?"

(И он ответил) "Для людей, которые интересуются причиной, я передал учение Причины. Но в будущем появится колесница Плода на пути быстрой реализации".

Таким образом было предсказано учение Дзогчен. Если оно не может быть рассмотрено как учение, переданное устно Буддой Шакьямуни, оно, однако, может быть представлено среди тех, которые переданы в предсказаниях.

Будда Шакьямуни, искусный в методах и одаренный неограниченными способностями, передал неисчислимое количество видов учений, соответствующих способностям и возможностям, свойственным каждому из неисчислимого количества видов существ, основываясь на их знаниях. Все эти учения, переданные с крайней проницательностью, следуя методам, необходимым в каждом случае для направления живых существ к знанию истинного состояния существования, названы "колесницами относительной истины". О том, что касается абсолютной истины,