ИН Мелихов

Скрытый гипноз Практическое руководство

часть информации. Фраза «Вы поймете…» заставляет более подробно объяснять, что именно Вы поймете. Если же применяются процессуальные выражения, то собеседник сам найдет приемлемый смысл процесса.

O Неопределенные глаголы

Конечно, ни один глагол не является полностью определенным понятием, но все же существуют глаголы, более или менее определенные. Если использовать относительно более неопределенные глаголы, то слушатель вынужден будет самостоятельно определять таким глаголам значение, чтобы высказывание было понятным. Слова типа делать, сосредоточиваться, решать, успокаиваться, расслабляться, двигаться, изменяться, удивляться, думать, знать, переживать, понимать, вспоминать, осознавать, учиться и т. д. представляют собой неопределенные глаголы. Примеры использования:

Все это делает проблему понятной.

Когда решаешь этот вопрос, поневоле учишься чему то новому.

Определенный глагол или нет, можно определить, задав вопрос: «Как конкретно?» Неопределенные глаголы всегда нуждаются в бoльшем уточнении. Выражение «Я думаю, что это так» куда менее определенное, чем, например, «Я ощущаю, что это так». Последнее все же содержит какую то информацию о том, как человек понимает процесс мышления. Произнося: «Я хочу, чтобы Вы это знали», Вы используете весьма неопределенный глагол «знали», потому что совсем непонятно, каким образом должен знать Ваш собеседник и что именно он должен знать.

O Неопределенные обозначения

Неопределенное обращенное обозначение возникает, когда существительное, о котором идет речь, конкретно не определяется:

Все могут расслабиться.

Этому можно легко обучиться.

Никого это не заботит.

Вы могли бы заметить некое ощущение.

Предложения такого типа предоставляют слушателю возможность легко приложить высказывание к своим переживаниям и тем самым понять его по своему.

O Пропуск объекта высказывания

В высказываниях, относящихся к этой категории, полностью опускается основное существительное , к которому должна относиться фраза, например: «Я знаю, что Вы любопытны» или «Понимаете, это очень нужно». Объект такого высказывания полностью опущен. Слушателю не говорят, к чему он должен испытывать любопытство или почему и кому это нужно. Он может «заполнить пустое пространство» в соответствии со своими переживаниями.

O Сравнения

Неопределенные сравнения в русле данной модели организации речи предлагаются в завуалированной форме, с опущениями. Ключевые слова: хорошо, лучше, лучший, больше, меньше, самый, плохо, хуже, худший и т.п. Например:

Он плохо справлялся с работой.

Это правильный подход.

Новый телевизор "Х" значительно лучше.

В этих сравнениях предмет высказывания изолирован от других. «Плохо» или «правильный» — это в сравнении с чем? А телевизор — лучше чего?

O Суждения

Неопределенные суждения — близкие родственники сравнений. В них опущена ссылка на исполнителя действия или автора суждения. Суждения часто появляются под прикрытием наречий:

Очевидно , этот человек является безупречным претендентом.

Это является естественным…

Очень полезно помнить, что…

Критиковать плохо.

Было бы странно, если бы это было не так.

Три принципа организации речи

O Причинно следственное моделирование или связывание

Представляет собой использование слов, вызывающих эффект причинно следственной взаимосвязи между происходящими явлениями и теми явлениями, которые гипнооператор желает вызвать. Использование таких слов побуждает слушателя реагировать таким образом, как будто одно явление действительно влечет за собой другое. Существует связывание трех типов, различающихся по степени обязательности взаимосвязи высказываний:

§ Связывание самого необязательного типа образуется с помощью соединительных частиц "и", "а" , объединяющих явления, в сущности не имеющие отношения друг к другу:

Вы слушаете звук моего голоса и можете

начать расслабляться.

Ты слышишь меня и можешь начать сосредоточиваться

на своих чувствах ко мне.

Вы глубоко дышите, и Вам любопытно узнать,

чему могли бы научиться.

Вот Вы открываете дверь, и уже возникает ощущение

своего жилища.

§ В связывании другого типа используются слова типа тогда как, когда, в течение, в то время как, по мере того как. Связывая высказывания с помощью этих слов, мы устанавливаем причинно следственную взаимосвязь по времени:

В то время как Вы сидите и улыбаетесь, Вы успокаиваетесь и начинаете сосредоточиваться на сути моих слов.

По мере того как Вы покачиваетесь взад и вперед, Вы могли бы

еще более расслабиться.

Ваша жена осматривает кухню, тогда