ИН Мелихов

Скрытый гипноз Практическое руководство

— тревога. Звонок в школе — начало занятий. Это аудиальные якоря. Красный сигнал светофора значит «Остановись!» Поднятие бровей означает удивление. Пометка в ежедневнике — напоминание: пора поздравить друга. Это визуальные якоря. Каждый рекламодатель стремится сделать фирменную торговую марку «якорем» для своих товаров (чаще всего используют визуальную, реже — аудиальную модальность).

Якоря возникают, во первых, путем повторений, а во вторых (и это значительно важнее), у человека «якорь» может быть установлен с первого раза, если эмоция является сильной и правильно выбран момент. Повторение требуется только тогда, когда нет эмоциональной вовлеченности. Чем менее эмоционально вовлеченными Вы оказываетесь, тем больше повторений Вам необходимо, чтобы закрепить ассоциацию. Большинство ассоциаций становятся началом множества полезных привычек и навыков, без которых мы просто не могли бы действовать.

Якоря настолько широко распространены, что мы их практически не замечаем. В повседневной жизни мы встречаемся с огромным количеством неосознаваемых нами условных рефлексов.

У многих людей есть своя любимая мелодия: они слышали ее в минуты большой радости, переживания счастливых моментов, и теперь она стала для них «положительным аудиальным якорем». Прослушивание этой мелодии возвращает радостное чувство — в точном соответствии с механизмом условного рефлекса. Это «якорь» их «зацепил». Стоит нам услышать «Похоронный марш», как тут же возникает чувство грусти и скорби. Такой «отрицательный слуховой якорь» напоминает о похоронах близких людей, о душевной утрате. Еще одним примером такого якоря может служить скрип тормозов в опасной близости от нас. Обычно такой звук вызывает страх на протяжении всей жизни.

Мастерство использования «якорей» базируется на трех китах: удачно выбранном моменте для постановки «якоря», грамотно подобранном типе «якоря» и точном повторении уже поставленного «якоря».

Вот один бытовой пример действия «якорей». Муж пролил горячее масло со сковородки себе на ногу. Боль, шок, крик… Жена забегает на кухню и, пытаясь успокоить, обнимает его за плечи, затем достает из аптечки нужные средства. Проходит день или два. Жена подходит к совершенно спокойному мужу, точно так же, как и при ожоге, обнимает за плечи и говорит: «Дорогой, есть идея: давай сходим в театр». И в ответ на это получает… совершенно нелепую реакцию ярости: «Да пошел твой театр!…»

Объяснение этому простое: сработал якорь. Точно воспроизведенное объятие напомнило подсознанию мужа неприятную ситуацию, пробудило характерное чувство боли, досады, ожесточения, что и вызвало соответствующие эмоции. Мораль: думайте, когда и что нужно делать, чтобы самые доброжелательные действия не стали в будущем непроизвольным «якорем» для вызывания отрицательных чувств.

В исключительных случаях внешний стимул может включать очень сильное отрицательное состояние. Это фобии. Люди, страдающие клаустрофобией, усвоили очень сильную ассоциацию между пребыванием в замкнутом пространстве и состоянием паники, и эта ассоциация у них всегда повторяется. Немало людей, переживших нападение хулиганов, грабителей или насильников на темной улице, начинают бояться хождения по этой улице или вообще темноты.

Полезная работа с отрицательными «якорями» ежедневно демонстрируется врачами наркологами. Применяя одну из популярных методик «кодирования», они вызывают из памяти пациента некие удручающие переживания, связанные с курением. Например, при первом курении была тошнота, рвота, спазмы в желудке, слабость, головокружение; или человек может припомнить, как он однажды из за незатушенной сигареты чуть не спалил свою квартиру. А в то время, когда пациент это припоминает (и, соответственно, переживает заново), врач делает какой то характерный жест или как то особо прикасается к нему. Если после этого сказать: «Что то мы уже долгое время работаем с Вами без перекура. Покурить не хотите?» — и повторить тот самый специфический жест или прикосновение, то курильщик обычно энергично отрицательно качает головой.

Из этого примера важно запомнить две вещи. Первое: некую эмоцию или переживание, «привязанное» к одной ситуации, можно изъять из памяти и, зафиксировав это переживание «якорем», перенести его в другую ситуацию, другие обстоятельства. Второе: для установки «якоря» нужно выбирать наименее осознаваемую человеком модальность: кинестетику лучше поставить визуальный или аудиальный «якорь», визуалисту — кинестетический или аудиальный, аудиалу — визуальный или кинестетический. Чем меньше «якорь» осознается, тем