ИН Мелихов

Скрытый гипноз Практическое руководство

дал… Был смирным до сих пор,

А тут заносчивым, свирепым стал Топор:

Недолго думая, ствол подрубил под корень,

И рухнул мощный Дуб, обманут, опозорен .

• ОШЕЛОМЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ ОБСУЖДЕНИЯ

Дискутирование «нон стопом», да еще в таком темпе, когда что то «схватить», осмыслить, подумать невозможно. Собеседники, навязывающие такой стиль обсуждения, стараются ошарашить партнеров скоростью речи, сменой мыслей, а затем, не дав опомниться, победоносно делают желательный им вывод.

• МНОГОВОПРОСЬЕ

Разновидность предыдущего приема. Когда «очередью» задается много вопросов, то ответить даже на часть из них невозможно. Практически — беспроигрышный «наезд».

• ГНЕТУЩЕЕ БЕЗМОЛВИЕ

Генри Уилер Шоу когда то сказал великие слова: «Молчание — один из наиболее трудно опровергаемых аргументов». Тот, кто первый навязывает паузу своим молчанием, получает психологическое превосходство. Умение «держать паузу» — мощный ход в общей стратегии достижения целей. Многие общественные деятели отмечали такую форму психологического давления у индийского лидера Дж.Неру. Его метод борьбы с неприятными вопросами или просьбами заключался в абсолютном молчании. Когда безмолвие делалось уже абсолютно непереносимым, человек повторял свои слова — и снова «молчаньем был ему ответ». В этот момент собеседник уже был рад услышать хоть что то, даже отказ. Услышав его, он спешил уйти… с благодарностью. Если окинуть взором успехи Неру на международной арене, можно сделать вывод, что молчание обороняло Неру лучше всяких армий.

• ТОРМОЖЕНИЕ

Древняя мудрость гласит: «То, что легко дается, как правило, не ценится». В соответствии с ней тому, кто просит что то побыстрей, дают, наоборот, потянув время. Чем дольше хотят, тем сильнее дорожат.

• ПРИВЕДЕНИЕ К ОШИБКАМ ЧЕРЕЗ РАЗДРАЖЕНИЕ

Вывести собеседника из себя можно разными путями: отвернуться, зевнуть, встать и налить кофе, посмотреть презрительно, показать невнимательность, хмыкать и хихикать во время беседы, допускать грубые выходки, оскорбления, издевки, глумление. Если противник «вскипел» — дело выиграно: он потерял много шансов в споре (будет ошибаться). В этот момент «нападающий» может принять вид несказанного добродушия и сказать покровительственным тоном: «Ну, Юпитер! Ты сердишься, значит, ты не прав». Это рождает у человека желание побыстрее закончить «битву». Когда «нападающий» это увидит, то может навязывать свое решение проблемы.

• УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ИСТИНЫ

Употребление вместо ясных возражений, доводов, фактов абстрактных красивых фраз, проверить справедливость которых невозможно в принципе (например: «Все мужчины — подлецы», «Лучше разумно молчать, чем глупо говорить»), пословиц и др.

• ДОМЫСЛЫ

Иногда эта уловка еще называется «Чтение в сердце». При ее использовании «анализируются» не столько слова и доводы собеседника, сколько тайные мотивы, вынудившие их высказать. Разумеется, такие обвинения невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

• «Вы же по бумажке читаете, потому что, наверное, вообще ничего не соображаете».

• «Вы себя так ведете, потому что у Вас, наверное, просто зависть разыгралась (варианты: „отомстить захотелось“; „в семье не все в порядке“; „дома не с кем поругаться“, „для поднятия своей популярности“ и т.п.)…»

• «Вы так говорите, потому что Вам так приказали говорить…»

• " Вы мне «двойку» поставили, потому что Вы меня не любите, потому что я Вас тогда нечаянно плечом толкнул в коридоре" (бедный учитель после такого пассажа, наверняка, даже «тройку» будет бояться поставить).

• НАМЕК НА АБСТРАКТНЫЕ «ВЫСШИЕ» ИНТЕРЕСЫ

Например: "Ну, Вы же понимаете, на что Вы посягаете, так говоря…"

• ПАКОСТНЫЙ МЕТОД, или УЛОВКА КОНКУРЕНТОВ

Перед важным событием, выступлением, соревнованием, разговором сообщают человеку крайне неприятное известие, чем нибудь расстраивают или выводят из себя оскорблением, рассчитывая, что после огорчения человек будет гораздо хуже владеть собой и плохо выступит или неуверенно себя поведет. Прием крайне подлый, гадкий, против него перед ответственными событиями всегда нужно быть настороже.

• ОБВИНЕНИЯ В НАИВНОСТИ

Варианты: «Ну, это банально!»; «Вы что, этим Америку собирались открыть?»; «Да это несерьезно!»; «Химера какая то!»; «Боже, какая святая наивность…», «Ну не смешно ли?…»; «Да это вообще по младенчески как то…»; «Ну к чему это может привести? Детский сад какой то…»; «Да мы здесь все вроде взрослые люди, а Вы какой то ерундой занимаетесь…» Все это заставляет человека оправдываться. Прием практически беспроигрышный.

• ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ

Один из методов психологического давления