В.К.ШИЛЕЙКО

АККАДСКИЕ ЗАГОВОРЫ В ПЕРЕВОДАХ В.К.ШИЛЕЙКО

покровители заклинательного искусства Эа и Мардук, что, впрочем, не меняет реального состава действующих лиц. Субъект порчи может быть демоном, человеком или животным, пострадавший может быть незаслуженно или заслуженно наказанным существом, но это всегда человек, о заклинателе ничего специально не говорится, кроме того, что он владеет своим искусством на законных и освященных традицией основаниях. Существуют заклинания, в которых порча имеет различную направленность: она может идти и от субъекта порчи к больному, и от заклинателя (который является посредником больного) – к колдуну. Из этих жестких правил есть единственное исключение: в освятительных заклинаниях роль пострадавшего играет освящаемый предмет (об очевидной порче которого не упоминается, он всего лишь нечист ритуально), а субъект порчи чаще всего отсутствует. Кроме того, существует ряд молитвенных серий, традиционно обозначаемых словом “заговор”. Как мы формально можем отличить молитву от заклинания ? В отличие от заклинания, молитва всегда представляет собой диалог между пострадавшим человеком и божеством, это прямое общение, не нуждающееся в жреце как квалифицированном посреднике. Человек просит божество не удалить порчу, а снять наказание, он просит униженно, умоляя бога восстановить справедливость, временно нарушенную в отношении него. Поэтому формула, содержащая прямую речь пострадавшего и адресованная божеству, а не субъекту порчи, формально должна быть признана молитвенной. С другой стороны, если о милости божества к пострадавшему взывает назначенный пострадавшим человек, а не он сам, - это достаточное основание для того, чтобы отнести текст к разряду заклинаний.

На сегодняшний день картина выглядит так4):

Ситуационная классификация

1. Устранение болезни или порчи, нанесенной демоном или животным безвинному человеку (инцидент – обращение – рецепт – изгнание демонов и приближение хранителей)

Классификация по субъектам порчи (змеи, скорпионы, виды демонов)

Классификация по видам порчи (болезнь головы, глазная болезнь, болезнь зубов, плохой сон, тяжелые роды и т.д.)

Примеры текстов: слова против змеи, слова против скорпиона, Утукки лемнути, Асакку марцути, Ламашту, ардат лили, против болезни глаз, против зубной боли, против головной боли, в помощь роженице, против плохого сна ребенка.

2. Нанесение ответной порчи колдуну (эпитеты – рецепт - последствия)

Классификация по субъектам порчи (колдуны и шептуньи)

Классификация по видам порчи (сожжение статуэтки, пожар, болезнь и т.д.)

Классификация по имени божества, к которому обращается заклинатель (Шамаш, Эа, Гирра и т.д.)

Примеры текстов: Маклу

3. Оправдание виновного или безвинного с просьбой отпустить перечисленные грехи (мольба об отпущении - перечень грехов – приближение хранителей)

Классификация отсутствует

Примеры текстов: II и III таблички Шурпу, молитвы-заклинания серий Липшур и “Утешение сердца божьего”

4. Освящение зданий, предметов и людей (источник святости – трисекрация – изгнание демонов и приближение хранителей)

Классификация по объекту освящения (царь, человек, сосуд для святой воды, кадильница, факел, тамариск)

Примеры текстов: большинство ритуалов (особенно “Омовение и отверзание уст”, “Дом омовения”), IX табличка Шурпу, слова над священным деревом и культовыми предметами

Не менее важной, чем ситуационная, представляется композиционная классификация формул. При просмотре большого числа заговоров выясняется, что формулы в них расположены в определенной последовательности от начала к концу, а с точки зрения текстового пространства – от верха к низу. Причем, каждый тип формулы занимает одно и то же место в различных ситуациях высказывания. Так, например, начинается любой заговор либо с описания инцидента (конкретной порчи и ее носителя), либо со слов заклинателя о законности своих действий, либо (как в случае с освятительными заговорами) с перечисления и восхваления эталонов святости. Точно также формула “Эа-Мардук” с последующим рецептом не может нигде находиться в начале или в конце текста – она всегда серединная, центральная. Также и формула трисекрации никогда не встречается в начале или в середине текста – она всегда одна из конечных, предваряющих закрепку чары. В целом получается следующим образом:

Композиционная классификация

Формулы начала чары (инцидентные, эталонные, легитимационные)

Формулы основной части ("Эа-Мардук", рецептурные, профилактические)

Формулы окончания (трисекрация, приближение хранителей, закрепка чары)5)

На протяжении