Е. П. Блаватская

Голос Безмолвия

Стремись, о начинающий, сочетать

ум с душой.

Избегай невежества, а равно и иллюзий. Отверни своё лицо от мирских

обольщений; не доверяй своим чувствам, ибо они обманчивы. Но

внутри тела — ковчега своих ощущений — ищи в Безличном вечного

человека52 а найдя его, взгляни внутрь — ты Будда.53

Избегай похвал, о Благоговейный: похвалы ведут к самообольщению.

Твое тело не есть ты сам, само твое Я бестелесно, и ни похвалы, ни

осуждения не затронут его.

Самодовольство подобно высокой башне, на вершину которой взобрался

надменный глупец. Там воссел он в горделивом одиночестве, никому не

видимый, кроме как одному себе.

Ложное учение отвергается Мудрым и рассеивается по ветру Благим Законом.

Его колесо оборачивается для всех — и смиренных, и гордых.

"Учение Ока"54 — для толпы; "Учение Сердца" — для избранных.

Первые в гордости своей повторяют: "смотрите, я знаю", последние,

накапливавшие в смирении, тихо признаются: "так я услышал".55

"Великий Просеиватель" — вот имя "Учения Сердца".

Колесо Благого Закона в неустанном быстром движении. Оно дробит днем и ночью.

Нестоящие отбросы отделяет оно от золотого зерна, мякину — от чистой

муки. Рука кармы направляет колесо; его обороты отмечают биение

кармического сердца.

Истинное знание — мука, ложное знание — мякина. Если хочешь

питаться хлебом Мудрости, замеси его на чистых водах амриты.*

Если же замесишь ты отбросы на росе майи, то сможешь приготовить

лишь пищу для черных вестников смерти, птиц рождения, упадка и скорбей.

__________

* Бессмертия.

Если скажут тебе, что для достижения освобождения нужно ненавидеть

свою мать и отвергнуть своего сына, отречься от своего отца, назвав

его лишь домохозяином,56 отказаться от сострадания к людям

и зверям — скажи им, что лжив их язык.

Так учат тиртхики, неверующие.*

__________

* Брахманские аскеты.

Если будут учить тебя, что грех происходит от деятельности, а блаженство

от полного бездействия, скажи им, что заблуждаются они. Нерадение в

человеческой деятельности, освобождение ума от рабства путем прекращения

грехов и ошибок — не для божественных (дэва) Я.* Так говорит "Учение Сердца".

__________

* Того я, что перевоплощается.

Дхарма Ока есть воплощение внешнего и преходящего.

Дхарма Сердца есть воплощение бодхи,* Постоянного и Вечного.

__________

* То есть истинной, божественной мудрости.

Лампа горит ярко, когда масло и светильник чисты. Чтобы очистить их,

необходим очиститель. Но пламя не чувствует процесса очищения.

"Ветки дерева колеблемы ветром, ствол же пребывает в неподвижности".

В тебе может найтись место и действию, и бездействию —

да будет тело твое в движении, ум твой в покое, а душа —

прозрачна, как горное озеро.

Захочешь ли ты стать йогом Круга Времени? Тогда —

Не верь, лану, что сидение в темных лесах в гордом уединении и вдали от

людей, что питание кореньями и растениями и утоление жажды снегами

с горных цепей, — не верь, о благоговейный, что это приведет тебя к

цели конечного освобождения.

Не думай, что сокрушая кости свои и терзая плоть свою, ты достигнешь

слияния с твоим "безмолвным Я".57 Не думай, о жертва своих

теней,58 что исполнен будет твой долг относительно природы и

человека, если побеждены будут грехи твоей грубой формы.

Благословенные не придавали этому значения. Когда Лев Закона, Владыка

милосердия,* прозрел истинную причину человеческого страдания,

не медля покинул он сладкий, но эгоистичный покой тихих пустынь и

из араньяки59 превратился в Учителя человечества. Затем

Жулай60 вошёл в нирвану и проповедовал в горах и долинах,

а в городах держал речи, обращенные к дэвам, людям и богам.61

__________

* Будда.

Сей добрые дела — и ты пожнешь их плоды. Бездействие в деле милосердия

становится действием в смертном грехе.

Так говорит Мудрец.

Станешь ли ты воздерживаться от деятельности? Нет, не так достигнет душа

твоя освобождения. Дабы достичь нирваны, необходимо приобрести

самопознание, которое есть чадо деятельной любви.

Будь терпелив, соискатель, как не боящийся неудачи и ищущий успеха.

Устреми взор души своей на звезду, лучом которой ты являешься,62

на пламенеющую звезду, сияющую в беспросветных глубинах вечного бытия, в

беспредельных полях Неведомого.

Имей выдержку, как тот, кто держится до конца. Твои тени живут

и исчезают,63 то же в тебе, что будет жить вечно — это

то, что познаёт, ведь это знание,64 а не то, что живёт временно —

это тот, кто был, есть и будет, для которого час не пробьет никогда.

Если