Е. П. Блаватская

Голос Безмолвия

собственного покоя и блаженства — он,

победитель великой Иллюзии?

О нет, стремящийся проникнуть в скрытый закон природы! Если хочешь

следовать по стопам святого Татхагаты, то те дары и силы не для личного я.

Пожелаешь ли ты задержать стремление вод, рожденных на Сумеру?106

Захочешь ли ты направить их течение для личной своей пользы, или же

вернуть их через гребни циклов к первоисточнику?

Если пожелаешь, чтобы поток дорого добытого знания в небесах рожденной

Мудрости оставался сладкой и бегущей водой, ты не должен дать ему

превратиться в стоячий пруд.

Знай, если хочешь стать сотрудником Амитабхи, ты должен — подобно

близнецам-бодхисаттвам107 — изливать свой свет по всему

протяжению всех трех миров.108

Знай, что поток сверхчеловеческого знания и Мудрости Дэв, тобою

завоеванный, должен через тебя — ставшего проводником алайи — изливаться

в иное ложе.

Знай, о нарджол Тайного Пути, его чистыми и освежающими водами ты должен

утолить горечь вздымающегося океана, того могучего моря скорби,

образованного слезами человеческими.

Увы! Став однажды подобен неподвижной звезде в высших небесах, ты должен

ярким небесным диском из глубин пространств светить всем, исключая себя,

давать свет всем, но не брать ни от кого.

Увы! Раз уподобился ты чистому снегу горных долин, холодному и

нечувствительному к прикосновению, но хранящему и греющему семена,

спокойно спящие под его защитой, то снег этот должен принять на себя

и крепкий мороз, и напор северных ветров, прикрывая собою от их

жестокого дыхания землю, хранящую обещанную жатву, тот урожай,

что напитает голодных.

Обрекший себя жить на протяжении будущих кальп, не знающий благодарности

и неведомый людям, как камень среди других бесчисленных камней, образующих

"Стену"109 — вот твоё будущее, если пройдешь седьмые врата.

Построенная руками многих Учителей Сострадания, возведенная их муками,

скрепленная их кровью, та стена защищает человечество с тех пор, как

человек стал человеком, ограждая его от дальнейших и еще более тяжких

страданий и скорбей.

И всё же человек не видит её, не хочет признать её, и не желает внимать

слову Мудрости... ведь он его не знает.

Но ты, чья Душа сильна и безгрешна, ты слышал его, ты знаешь всё,

и ты должен выбрать. И посему внимай еще раз.

На Пути сована, о шротапатти,* ты в безопасности. Да, на той марге,**

где кроме темноты ничто не встречает усталого путника, где истерзанные

терниями руки источают кровь, и стопы режутся острыми неподдающимися

кремнями, куда могучий соблазнитель Мара направляет свои сильнейшие

орудия — там великое воздаяние обретается немедленно.

__________

* Термины "сован" и "шротапатти" — синонимы.

** Марга — путь.

Бесстрастно и спокойно соскользнет путник в поток, ведущий к нирване.

Ибо ведомо ему, что чем более истекут кровью его стопы, тем белее будет

он сам омыт. Он хорошо знает, что после семи коротких и быстротечных

воплощений нирвана будет его...

Таков Путь Дхьяны, прибежище йога, благословенная цель, которой

жаждут шротапатти.

Но не так будет, если овладеет он Путем Арьяхата.*

__________

* От санскритского "архат" или "архан".

Клеша110 там разрушается навсегда, корни танхи111

навсегда вырываются. Но... остановись, ученик... Еще одно

слово. Можешь ли ты уничтожить божественное сострадание?

Сострадание — не качество. Оно — Закон Законов, вечная Гармония,

Я алайи; безбрежная вселенская суть, Свет пребывающей

Правды, лад всех вещей, закон вечной любви.

Чем более ты становишься единым с ним, растворишь свое бытие в его Бытии,

чем более Душа твоя войдет в единение со всем сущим, тем полнее станешь

абсолютным состраданием.112

Такова арья марга, путь будд совершенства.

К тому же, в чём смысл священных свитков, по которым ты произносишь:

"Ом! Верую, что не все архаты получают сладостное воздаяние пути нирваны".

"Ом! Верую, что не все будды113 вступают в нирвана дхарму".*

__________

* Приведенные две строфы взяты из Тхегпа Ченпойдо.

Махаяна сутра I, IV (Обращение к Буддам Утешения).

Да, на Пути Арья ты больше не шротапатти, ты — бодхисаттва.114

Поток перейден. Воистину ты получил право на облачение дхармакайи; но

самбхогакая более велик, нежели нирвани, и еще более велик нирманакая —

будда Сострадания.115

Преклони же главу свою и внимательно слушай, бодхисаттва —

Сострадание говорит: "Может ли быть блаженство, пока всё, что живет,

должно страдать? Согласишься ли ты спастись, слыша крик всего мира?"

Теперь ты слышал сказанное.

Ты