Е. П. Блаватская

Голос Безмолвия

почвой, в которой могут развиваться "святые ростки"

высочайших добродетелей. Ранее существовавшие или врожденные

добрые качества, таланты и дарования считаются приобретёнными в предыдущих

жизнях. Все гении без исключения принесли свои таланты и склонности

из прежнего существования.

103. Титикша — пятая ступень раджа-йоги, состояние полного

безразличия; принятия, если это необходимо, того, что для всех называется

"радостью и горем", без извлечения из этого удовольствия или боли.

Короче, это физическая, умственная и нравственная индифферентность

и нечувствительность как к радостям, так и к страданиям.

104. Совани — это практикующий сован, первый

путь в дхьяне, то есть шротапатти.

105. "День" означает здесь целую манвантару, период неисчислимой

продолжительности.

106. Гора Меру, священная гора богов.

107. Согласно символизму северного буддизма, в небесах Амибабхи или

"Безграничного Пространства" (Парабрахмана) есть два бодхисаттвы,

Гуаньши-инь и Дашичжи,* которые вечно излучают свет над тремя мирами,

где раньше жили, включая наш собственный (см. следующее примечание),

чтобы помочь светом (знания) обучению йогов, которые, в свою очередь,

будут спасать людей. Своим возвышенным положением в царстве

Амитабхи они обязаны делам милосердия, совершенным ими на земле,

когда они в свою очередь были йогами, так гласит аллегория.

__________

* Иначе — Авалокитешвара и Махастхамапрапта. — Прим. ред.

108. Эти три мира — три плана бытия, земной, астральный и духовный.

109. "Стена Охранителей" или "Защитная стена". Учение говорит,

что соединенные усилия многих поколений йогов, святых и адептов,

в особенности нирманакая, создали как бы охранную стену вокруг

человечества, которая ограждает его невидимо от ещё больших зол.

110. Клеша* — любовь к мирским удовольствиям, добрым или злым.

__________

* Обычно трактуется как "омрачение" — прим. ред.

111. Танха — желание жить, вызывающее новое рождение.

112. Это "сострадание" не следует рассматривать в том же свете, что

и "Бога" и "божественную любовь" теистов. Сострадание означает

здесь абстрактный, безличный закон, природа которого — абсолютная

гармония, но который приходит в расстройство из-за раздоров,

страданий и греха.

113. У северных буддистов все великие архаты, адепты и святые называются

буддами.

114. По иерархии Бодхисаттва стоит ниже совершенного будды, хотя их

часто смешивают в экзотеризме. Народное же представление, отличающееся

нередко верной интуицией, почитает бодхисаттву — ввиду его

самопожертвования — выше будды.

115. "Буддами Сострадания" называются те бодхисаттвы, которые,

достигнув степени архата (т. е. пройдя четвёртый или

седьмой путь), отказываются перейти в состояние нирваны или

"облечься в покровы дхармакаи и перейти на тот берег", чтобы не лишить себя

возможности помогать человечеству, насколько карма позволяет такую помощь.

Они предпочитают оставаться невидимо (так сказать, в духе) в мире и

содействовать спасению людей, влияя на них, чтобы они следовали Доброму

Закону, то есть ведя их на путь праведности. Экзотерический северный

буддизм признает подобных великих святыми и возносит им молитвы, как

православные и католики молятся своим святым и заступникам; с другой

стороны, эзотерические учения этого не поддерживают. Мирянин-экзотерик

вряд ли знает истинный смысл слова "нирманакая" — оттого и путаница

и неадекватные объяснения востоковедов. Например, Шлагинтвайт

считает, что нирманакая означает физическую форму, принимаемую

буддами, когда они воплощаются на земле — "наименее возвышенное из

их земных обременений" (см. "Буддизм в Тибете"), чем даёт совершенно

ложное понимание этого предмета. В то время как истинное учение

таково:

Есть три тела или формы будд —

1. Нирманакая.

2. Самбхогакая.

3. Дхармакая.

Первое — это та эфирная форма, которую принимают, покидая физическое тело

и являясь в астральном — имея в добавление к этому знания адепта. Бодхисаттва

развивает её, продвигаясь по Пути. Достигши цели и отказавшись от плодов,

он остаётся на земле как адепт, а умирая, вместо того чтобы отправиться в

нирвану, он остаётся в том великолепном теле, что соткал для себя,

невидимый для непосвящённого человечества, чтобы наблюдать за ним и

защищать его.

Самбхогакая — тоже самое, но с прибавлением славы "трех совершенств",

одно из которых — полное устранение всех земных забот.

Дхармакая — тело совершенного будды, то есть это вовсе не тело, а идеальное

дыхание — сознание, слившееся с Мировым