Е. П. Блаватская

Голос Безмолвия

Е. П. Блаватская. Голос Безмолвия. Семь врат. Два пути.

ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ

СЕМЬ ВРАТ

ДВА ПУТИ

——————————

ОТРЫВКИ ИЗ "КНИГИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ"

обнародовано Е. П. Блаватской

перевод с английского Е. Ф. Писаревойпод редакцией K. Z.

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

При передаче этой жемчужины восточной мистики меня вдохновляла не только

возвышенная красота ее содержания, но и сознание, что на мою долю выпадает

честь и счастье передать впервые на русском языке произведение замечательной

русской женщины, которая и до сих пор остается совершенно непонятой

своими соотечественниками.

На долю Елены Петровны Блаватской выпала тяжелая участь не только жить и

умереть непризнанной и оклеветанной на своей родине, которую она горячо

любила, но и после смерти не найти защитников, которые бы открыто

вступились за нее и очистили бы ее доброе имя от незаслуженных нареканий.

Правда, в настоящее время у Елены Петровны есть и на родине горячие друзья

и убежденные единомышленники, безгранично благодарные ей за тот светлый

мир широко раздвинувшихся духовных горизонтов и за те высокие вдохновения,

которыми они обязаны ей; но раскрыть перед миром ее истинную суть и дать

верную оценку ее свойств, нужны новые приемы исследования, которыми еще не

владеет западная психология. Дать верную биографию Е. П. Блаватской еще

не настало время: европейская наука не дает ключа к разгадке ее

необыкновенных психических сил. А пока не настанет это время, единственно

верное указание на истинное значение Е. П. Блаватской могут дать только

плоды ее деятельности; разъяснения же ее внутренней сути следует искать в

ее учениях, где она является истинным воином Духа: в многочисленных книгах

и статьях, появившихся в период 1875-1891 г. в трех частях света, Елена

Петровна неустанно призывала к духовности, к освобождению мысли из-под

гнета внешних форм, к широкой терпимости, к осуществлению единства и

братства между людьми и народами; с пламенным энтузиазмом утверждала она

божественность человеческой природы и возможность общения с высшими

мирами; с неукротимой энергией боролась она с заполнившим мир

материализмом и со всем, что угашает дух. Именно эта неукротимая энергия,

неспособная на компромиссы и осторожность, никогда не останавливавшаяся в

своей смелой борьбе перед возможностью личных тяжелых последствий, и

породила столько вражды против Елены Петровны. Но эти же свойства

создавали ей и безгранично преданных учеников и последователей, которые

свято чтут ее память. И до сих пор в Западной Европе встречаются люди,

лично знавшие ее и с воодушевлением вспоминающие ее очарование как

собеседницы, могучую силу ее духовного влияния на всех, кто подходил

к ней с доверием, и то удивительное соединение титанической натуры с

необыкновенной искренностью и незлобливостью, которое придавало ей такую

яркую оригинальность.

Если же обратиться к плодам ее деятельности, то их нужно искать прежде

всего в Возрождении древнего Востока, которое выражается в растущем

интересе к его духовному творчеству, и в серьезном изучении всех сторон

этого творчества, которое началось в Англии и постепенно распространяется

на все культурные страны; плоды эти сказались в ожившем интересе к

вопросам религии и мистики, давшем животворящий толчок засыхающей в

безотрадном материализме западной мысли; и в деятельности Теософского

общества, созданного Еленой Петровной как "ядро будущего всемирного

Братства", которое не только не умерло, а крепнет и обнаруживает

энергичную духовную жизнь, выражающуюся и в многолюдных конгрессах, и в

богатой литературе (одних теософских журналов выходит на всех языках более

50). Но и это не все. В своей "Тайной Доктрине"* Е. П. Блаватская

сделала первую попытку — какой не сделал еще никто — дать синтез

научной, философской и религиозной мысли всех времен и народов. Перед

такими плодами должна бы умолкнуть всякая вражда и возникнуть

глубокое уважение к необыкновенным силам той души, которая смогла дать

такой сильный толчок человеческой мысли.

__________

* Тайная Доктрина (The Secret Doctrine, the Synthesis of Science,

Religion and Philosophy), написанная Е. П. Блаватской, вышла в первый

раз в Лондоне в 1893 г. Второе английское издание вышло в 1903 г., а

третье — в 1905 г. Произведение это состоит из трех томов большого

формата, около 2300 страниц убористого шрифта; указатель одних терминов,

встречающихся в Тайной Доктрине, составляет отдельный том в 326 страниц.

Станцы Дзиан, бывшие до обнародования их Е. П. Блаватской совершенно

неизвестны