Е. П. Блаватская

Голос Безмолвия

мудростью с которой вступают в нирвану разрушения

(личности). Буквально это "облачение посвящения", облачение

неофитов. Эдкинс утверждает, что эта растительная ткань была

перенесена в Китай из Тибета во время династии Тан. Китайская легенда,

так же как и тибетская, говорит: "Когда рождается архат, одновременно

вырастает и это растение в чистом месте".

67. Практиковать путь парамит — значит стать йогом и

собираться принять аскезу.

68. "Завтра" означает следующее рождение или воплощение.

69. "Великое странствие" — полный цикл существований в одном круге.

70. По тибетской астрологии солнце именуется Нима, Марс —

Мигмар, Меркурий — Лхагпа. Символ Марса — глаз око, символ

Меркурия — рука.

71. Шротапатти, или "вступивший в поток" нирваны,

если нет каких-то исключительных тому причин, редко достигает нирваны

в одном рождении. Сказано, что обычно чела начинает свои усилия

восхождения в одной жизни и достигает лишь в седьмом после этого

рождении.

72. Означает личностное низшее я.

73. Тиртхика — это члены брахманской секты за

Гималаями, которых считаются "неверными" в священной стране Тибета и

наоборот.

74. "Безграничное видение", или психическое, сверхчеловеческое

зрение. Архан наделён таковым и видит на расстоянии так же хорошо,

как и рядом.

75. О растении "шанджня" см. выше, прим 66.

76. "Живое" — бессмертное Высшее Я, а "мертвое" — низшее личное я.

77. См. примечание 115.

78. "Тайная жизнь" — это жизнь нирманакая.

79. Один путь — "открытый" или тот, которому учат мирян,

экзотерический и всеобще признанный, а другой — "тайный путь"

природа которого объясняется при посвящении.

80. Человек, невежественный относительно эзотерических истин и

мудрости называется "живым мертвецом".

81. Пратьека-будды — это те, кто стремится к достижению дхармакайи и

после серии жизней часто достигают её. Не заботясь о страданиях человечества

и о том, как помочь ему, но думая только о своем собственном блаженстве, они

вступают в нирвану и теряются для людей. В северном буддизме пратьека-будда —

синоним духовного эгоизма.

82. Упадья — духовный наставник, гуру.

Северные буддисты обычно избирают такого наставника среди достигших святости,

нарджолов, сведущих в готрабху-джняне и

джняна-дассана-сиддхи — учителей Тайной Мудрости.

83. Яна — колесница; таким образом махаяна —

это большая колесница, а хинаяна — малая колесница,

это названия двух философско-религиозных школ северного буддизма.

84. Шравака — слушающий или учащийся, внимающий религиозным

наставлениям. Происходит от корня "шру". Когда от теории они

переходят к практике или аскетизму, они становятся шраманами,

упражняющимися — это от корня шрама, действие. Как показывает

Харди, эти два наименования соответствуют терминам греков акоустикоi

и аскитаi.

85. Тибетское самтан — это то же, что санскритское дхьяна,

или состояние медитации, коей бывает четыре ступени.

86. Парамиты — шесть высших добродетелей, для

священнослужителей же их десять.

87. Шротапатти, буквально — это "тот, кто вступил в поток",

ведущий в океан нирваны. Это название обозначает первую ступень Пути.

Название второй — сакридагамин, "тот, кто примет

рождение лишь ещё раз". Третья ступень называется анагамин

— "тот, кто более не воплотится", разве если он сам не пожелает того,

чтобы помогать человечеству. Четвертая ступень Пути известна под

названием рахат или архат. Это высшая ступень.

Архат видит нирвану уже при жизни. Для него нет посмертного состояния,

но есть лишь самадхи, в котором он переживает блаженство

нирваны.*

___________

* Как мало можно полагаться на востоковедов в вопросе точности слов

и их значений можно видеть на примере трёх "признанных авторитетов".

Например, четыре только что объяснённых слова даны Р. Спенсом Харди

как 1. Сован; 2. Сакрадагами; 3. Анагами; 4. Арья. Дж. Эдкинсом же

они даны как 1. Шротапанна; 2. Сагардагам; 3. Анаганим; 4. Архан.

Шлагинтвайт опять же даёт иное написание, и более того, каждый даёт

другие, новые варианты их значения.

88. "Достижение берега" у северных буддистов — синоним достижения

нирваны путем практики шести или десяти парамит (добродетелей).

89. Душа-учитель — это алайа, мировая душа, или

атман. Каждый человек несёт в себе её луч и

считается, что он может отождествиться с ней и слиться.

90. Антахкарана — это низший манас, путь сообщения между

личностью и высшим манасом или душой человека. Этот путь или

связующий посредник разрушается после смерти, а остатки его

остаются