Е. П. Блаватская

Голос Безмолвия

станут солнцами. Таковы в природе подъемы и падения Закона Кармы.

__________

* Марс.

** Меркурий.

*** Солнце.

Будь подобен им, лану. Давай свет и утешение трудящемуся путнику и разыскивай

того, кто знает ещё меньше тебя; кто пребывает в горестном

одиночестве; кто алчет хлеба Мудрости и хлеба, питающего тень;

без Учителя, без надежды и утешения, и пусть он услышит о Законе.

Поведай ему, о стремящийся, что сделавший гордость и самомнение

рабами служения, привязанный к существованию, но всё же прилагающий

своё терпение, чтобы подчиниться Закону, подобно благоухающему

цветку у ног Шакья-Тхуб-па,* уже в этом рождении становится шротапатти.71

Сиддхи совершенства могут брезжить ещё вдали, но первый шаг сделан,

он вступил в поток и может приобрести зрение горного орла и слух

робкой оленихи.

__________

* Будда.

Поведай ему, о ищущий, что истинное благочестие может вернуть ему знание,

принадлежавшее ему в прежних жизнях. Зрение и слух дэв не приобретаются в

одном кратком рождении.

Будь скромен, если хочешь достичь Мудрости.

Будь ещё скормнее, если Мудростью уже овладел.

Будь подобен океану, принимающему все потоки и реки. Могучий

покой океана остается непоколебим — он не чувствует их.

Сдерживай низшее я Божественным.

Сдерживай Божественное Вечным.

Воистину велик победивший желание.

Но ещё более велик тот, в ком Божественное Я уничтожило саму мысль о желании.

Стереги свое низшее, дабы не осквернило оно высшее.

Путь к конечному освобождению — в твоем Я.

Путь этот и начинается, и кончается вне я.72

Не восхваляема людьми и скромна мать всех рек в гордых глазах тиртхик,73

ничтожен в глазах дураков облик человека, хотя бы он и был полон

сладких вод амриты. И всё же место рождения священных рек — святая

земля, а обладающий Мудростью в почёте у всех людей.

Арханы и мудрецы безграничного Видения74 редки, как

цветок дерева Удамбара. Арханы рождаются в полночный час вместе со

священным растением о девяти и семи стеблях,75 со святым

цветком, который расцветает во мраке, питаемый чистой росой на ледяном

ложе увенчанных снегом вершин, на которые не ступала ни одна грешная нога.

О лану, никто не становится арханом в том же рождении, в котором

впервые устремился к конечному освобождению. И всё же, о стремящийся,

ни одному воину, добровольно вступающему в яростную битву между живым и

мертвым,76 ни одному новобранцу не может быть отказано в

праве вступить на Путь, ведущий к полю Брани.

Ибо он должен либо победить, либо пасть.

Если победит — воистину он достигнет нирваны. Но ранее, чем сбросит

он свою тень, смертную оболочку, чреватую болью и беспредельными

страданиями, люди признают в нем великого и святого Будду.

Если же он падет, даже тогда это будет не зря; враги, сокрушенные

им в последней битве, уже не вернутся к жизни в следующем его рождении.

Но желаешь ли ты достичь нирваны, или отвергнуть эту награду,77

пусть плоды действия и недеяния не будут твоим побуждением, о

неустрашимый сердцм.

Знай, что бодхисаттва, жертвующий освобождением ради отречения,

чтобы облечься в страдания "Тайной Жизни",78 именуется

"трижды Чтимым", о ты, избирающий удел скорбей на протяжении циклов.

Ученик, Путь един, но в конце он двояк. Его этапы отмечены

четырьмя и семью Вратами. В конце одного пути — блаженство

немедленное, в конце другого — блаженство отсроченное.

Оба — воздаяния за заслугу: выбор твой.

Один становится двумя, "Открытым" и "Тайным".79

Первый ведет к цели, второй — к самопожертвованию.

Когда ради Вечного жертвуешь преходящим, награда — твоя; капля

возвращается туда, откуда пришла. "Открытый" Путь ведет к

неизменному изменению — нирване, великолепному состоянию

Абсолютности, к Блаженству превыше человеческой мысли.

Таким образом, первый путь — это ОСВОБОЖДЕНИЕ.

Но второй путь — ОТРЕЧЕНИЕ, и потому именуется "Путём Скорби".

Этот "Тайный" путь ведёт архана к неизреченной умственной печали;

печали за "живых мертвецов"80 и бессильной жалости к

людям, страдающим от кармы; но всё же мудрецы не вмешиваются в

эти кармические плоды.

Ибо написано: "Учи воздерживаться от причин; волнению же следствий

позволь идти своим путём, как великой приливной волне".

"Открытый Путь", лишь только достигнешь его цели, заставит тебя

отвергнуть тело бодхисаттвы и вступить в трижды блаженное состояние

дхармакайи, забвению мира и людей навсегда.

"Тайный Путь" ведёт к блаженству паранирваны, но в завершение

неисчислимых кальп, нирваны заслуженной и утраченной