Е. П. Блаватская

Голос Безмолвия

означает

"убивающий" душу. Он представлен в виде царя мар с короной, в

которой сияет камень такого блеска, что ослепляет тех, кто на него

смотрит, конечно же под блеском этим имеется в виду очарование,

которым привлекает порок некоторые натуры.

23. Внутреннее убежище Сердца, на санскрите называемое

брахма пури. "Огненная сила" — это кундалини.

24. "Сила" и "Матерь мира" — имена, данные кундалини —

одной из мистических йогических сил. Это буддхи

рассматриваемое, как активный, а не пассивный принцип (каковым он

является обычно, будучи рассматриваем лишь как проводник или

оболочка высшего духа, атмы). Это электро-духовная сила, творческая

сила, которая, будучи пробуждена, может так же легко убить, как она

может и творить.

25. Кешара, "небоходец". Как объясняется в в 6-ой

адхьяе Дхьянешвари, царя мистических трудов,

что тело йога становится как бы образованным из ветра,

"облаком, из которого члены выступают как побеги", после чего йог

"видит за пределами морей и звёзд; он слышит язык дэв и понимает

его, и воспринимает происходящее в уме муравья".

26. Вина — это индийский струнный инструмент, схожий с лютней.

27. Шесть принципов человека; это означает, что когда личность уничтожена,

внутренняя индивидуальность вливается в седьмое или дух, теряясь в нём.

28. Ученик един с Брахманом или Атманом.

29. Астральная форма, создаваемая камическим принципом, кама-рупа

или тело желаний.

30. Манаса-рупа. Кама-рупа относится к астральному или

личному я, а манаса-рупа — к индивидуальности

или перевоплощающемуся Я. Это его сознание на нашем плане или

низший манас должно быть парализовано.

31. Кундалини называется змеевидной или кольцеобразной

силой ввиду её спирального действия или продвижения в теле аскета,

развивающего в себе эту силу. Это — огненная электрическая оккультная

или фохатическая сила, великая изначальная сила, лежащая в основе

всякой органической и неорганической материи.

32. Этот "Путь" упоминается во всех мистических книгах. Как говорит Кришна

в "Дхьянешвари, "на этом Пути, куда ни направишься —

к цветению востока или кельям запада, — о держатель лука, путешествие по

этой дороге происходит без движения. На этом пути, в какое место ни

пойдёшь — то место становится твоим собственным Я". "Ты и есть путь" —

говорится адепту-гуру, а он говорит то же ученику после посвящения.

"Я есмь Путь"... говорит другой Учитель.

33. Адептство — "цветение бодхисаттвы".

33a. Нирвана есть небытие только с точки зрения нашего конечного сознания;

в действительности, нирвана равносильна абсолютному Бытию; так же, как

абсолютное сознание, с точки зрения ограниченного сознания, равносильно

бессознанию, ибо оно соединяет воедино познающего, познаваемое и познание.

Прим. перев.

34. Танха — "воля к жизни", страх перед смертью

и любовь к жизни — та сила или энергия, что вызывает новое рождение.

35. Эти мистические звуки или мелодия, слышимые аскету в начале его

цикла медитации, называются йогами анахад-шабд.

36. Это означает, что к шестой ступени, в оккультной системе

именуемой дхарана, всякое чувство

должно быть уничтожено как индивидуальная способность, перейдя и

влившись в седьмое чувство, самое духовное.

37. См. прим. 3.

38. Каждая ступень развития в раджа-йоге символизируется геометрической

фигурой. В данном случае это священный Треугольник, он предшествует

дхаране. [Треугольник] — знак высоких чел, в то время

как другой вид треугольника — знак высших посвящённых. Это символ

"Я", о котором говорил Будда и который он использовал в качестве

символа воплощённой формы Татхагаты по освобождении от трёх методов

праджни. Как только предварительные и низшие стадии пройдены,

ученик видит уже не треугольник, а обозначение истинной семеричности.

Его истинная форма не может быть здесь приведена, поскольку почти

несомненно будет осквернена какими-нибудь шарлатанами, которые

воспользуются ей для своих надувательских целей.

39. Звезда, горящая над головой — это "звезда посвящения".

Знак шайв, поклонников Шивы, покровителя всех йогов — это чёрное

круглое пятно, в настоящее время его считают символом Солнца,

но в оккультизме это звезда посвящения, её он и изображал в древности.

40. Основа (упадхи) Пламени недостижимого, пока аскет еще

живет на земле.

41. Дхьяна — последняя стадия перед той, что является

заключительной на этой земле, перед тем, как стать полным

махатмой. Как уже говорилось, в этом состоянии радж-йог еще

сохраняет духовное самосознание и деятельность своих