Беннет Дж.

Связь между сексом и духовным развитием

в степени развития мыслительной функции человека, мы можем предположить, что тоже самое касается и его половой функции. С одной стороны, она есть всего лишь необходимый физиологический процесс, с другой - вместилище творческой силы человека. И в сфере пола возможны извращения и продажность, точно также как может быть извращено и мышление. Разница состоит в том, что сексуальная энергия намного более интенсивна, это энергия, наделенная великой силой оживления, связанной с обычным сексом, который людям необходим, ибо служит для продолжения рода.

Гурджиев говорит, что человеку необходимо очиститься от трех видов скверны. Третьим видом скверны, собственно, является ассоциативное мышление, это эгоистические мысли, от которых человеку нужно каким-то образом избавиться. Очищение от второго вида скверны происходит в сексе, и человек должен понять, что в этом отношении половой акт является просто средством, с помощью которого мужчина, женщина, или они одновременно выводят вредные продукты из организма. А в таком случае половой акт не должен рассматриваться, как нечто, связанное с чувствами, или чем-либо, имеющим духовный аспект. Гурджиев весьма резко замечает, что также, как вам нужно пойти в туалет, чтобы вывести побочные продукты переваривания пищи первого рода, мужчина ходит к женщине, и наоборот, чтобы вывести побочные продукты переваривания пищи второго рода. Рассматривать своего сексуального партрнера в каком-либо ином смысле - это все равно, что смотреть на испражнение, как на акт духовный, чем оно отнюдь не является. Физически половой акт между мужчиной и женщиной прежде всего связан с выделением, а это не означает, что он бесполезен и не нужен. Он является полезным, потому что мы должны поддерживать активность половой функции также для других целей, и необходимым, ибо если мы не ведем половой жизни, система организма отравляется путем инволюции половых веществ. Однако следует ясно понимать, что с этим процессом не должно связываться никаких чувств и эмоций, как и слово любовь не имеет к этому никакого отношения.

Творческая энергия человека не может найти удовлетворения, не получив свободы творить. Она может быть удовлетворена в сотворении рода человеческого, как и найти свое воплощение в любом другом акте творчества. Однако любая творческая деятельность подвержена опасностям, возникающим отчасти благодаря ограниченности нашей личности, отчасти же - со стороны ограничений, налагаемых на нас ситуациями, в которых мы оказываемся. Отклонения, обусловленные особенностями нашей личности, или появившиеся в результате попадания в чуждую нам среду могут вести человека к насилию и разрушительности, моральному разложению, или просто бесполезной растрате энергии. Энергия творчества, не найдя для себя задачей, соразмерной ее собственной мощи, расходуется бесцельно, и нам следует рассмотреть, каким образом это происходит. Для всех видов растраты сексуальной энергии Гурджиев использует слово мастурбация. Сексуальные фантазии - один из наиболее очевидных примеров траты половой энергии, однако они часто принимают различные формы, которые не носят откровенно сексуального характера, поэтому нам так важно понять, что все виды бесплодных фантазий являются мастурбацией. Люди часто растрачивают свою половую энергию за счёт всевозможных ненужных действий; болтливости, суетливости, беспокойства, любопытства, отождествления с другими людьми и вещами и в результате отклонений в работе инстинктивной функции, что может проявляться в жадности и пристрастию к употреблению веществ, стимулирующим психику. Для всех, кто не встал на путь работы над собой и собственной трансформации, мастурбация является предохранительным клапаном для половой энергии, позволяя ей растрачиваться без разрушительных последствий. В принципе она не приносит особого вреда, даже человеку имеющему реальные возможности для трансформации, по крайней мере - на первоначальных стадиях работы.

Если же сексуальная энергия включает также эмоциональные проявления, мастурбация принимает более утонченный характер. У обычных людей эмоциональный центр практически бездействует, что ярко описано в последней главе книги Все и вся, где чувства сравниваются с лошадьми, везущими повозку, которая символизирует тело. При этом говорится, что лошади страдают от непонимания и плохого обращения со стороны кучера, означающего разум. Так как чувства лишены возможности участвовать в творческой деятельности, им приходится искать способов ненужной стимуляции и уходить в фантазии, которые очень легко принимают сексуальную