Амусин И. Д.

Курманская община

отец вечности, князь мира. Как известно, и дивный советник, и все остальные характеристики рассматривались впоследствии как пророчество об Иисусе Христе. Ср. 2 Фессал.1:10. Гл. 9, лейтмотивом которой являются слова: Народ, ходивший во тьме, увидит свет великий (9:1 = Синод. 9:2), несомненно, играла важную роль в теологии как кумранской общины, так и христианства (ср. 1 Петр 2:2).

[80] Авторству Учителя праведности Йеремиас (Jeremias, 1963, с. 264) приписывает следующие гимны: 1Q H II, 1-19, 31-39, III, 1-18, IV, 5 - V, 4, V, 5-19, V, 20 - VII, 6-25, VIII, 4-40.

УСТАВ ВОЙНЫ Устав Войны [81] (1Q M). Полное наименование этого свитка, условно данное ему его первоиздателем Сукеником, - Война сынов света против сынов тьмы [82]. В самом этом названии, заимствованном из текста свитка, отражена основополагающая черта кумранской идеологии - дуализм [83].

Устав Войны - один из крупнейших по размеру свитков. В нынешнем его состоянии длина свитка составляет 2,9 м, высота - 15,5 см; до нас дошло 19 столбцов в разной степени сохранности. Большое значение для текстологической истории документа имеют фрагменты четырех (или пяти?) рукописей этого произведения из 4-й пещеры, из которых пока изданы только фрагменты одной рукописи - 4Q Ma (Hunzinger, 1957). Эти фрагменты содержат краткую редакцию столбца XIV и, по мнению. издателя, поддержанному рядом исследователей, представляют более раннюю версию этого произведения. По-видимому, и остальные фрагментированные рукописи из 4-й пещеры, издание которых ныне поручено Байе (Baillet, 1972), являются более древними по сравнению с рукописью из 1-й пещеры. Надо надеяться, что после их опубликования прояснится текстологическая история документа и эволюции эсхатологических и апокалиптических воззрений ее авторов и редакторов.

Устав Войны - одно из наиболее своеобразных произведений кумранской общины, не имеющее аналогии ни в иудейской, ни в христианской литературе. Основная его особенность заключается в том, что в нем причудливо сочетаются мифологические, апокалиптические и эсхатологические представления о последней решающей схватке сил света и добра с силами тьмы и зла (ср.: Collins, 1975) и реалистическое изображение деталей войны и военного дела - оружия, снаряжения, знамен, военного строя, стратегии, тактики и т. д. В основе этого произведения лежит дуалистическое учение общины о делении мира на сынов света (с которыми члены кумранской общины отождествляли самих себя) и сынов тьмы и о неотвратимости решительной борьбы между ними. Борьба эта мыслится в космическом плане с участием в ней не только людей, но и духов добра и зла, ангелов и сатаны. И хотя исход этой борьбы в конечном итоге предрешен в пользу царства света, тем не менее к этой войне, по мысли кумранитов, следует тщательно готовиться. Готовиться не только путем духовного самоусовершенствования, но и в чисто военном, практическом плане. Устав Войны посвящен тщательной и во всех деталях продуманной подготовке к предстоящей решающей борьбе. Но он содержит также детальное описание хода и перипетий предстоящей войны.

В соответствии с библейским рассказом о сорокалетнем странствии израильтян в пустыне борьба сынов света должна также длиться сорок лет. Из этих сорока лет пять будут субботними, т. е. отдыхом и передышкой. Из остальных тридцати пяти лет шесть лет отводятся на войну с главным внешним врагом - киттиями [84], а двадцать девять лет - на борьбу со всеми остальными народами, представляющими силы тьмы. В ходе борьбы три раза одерживают победу сыны света, три раза - сыны тьмы, и лишь седьмое, решительное сражение завершается окончательной победой над сынами тьмы. Тогда, читаем мы, в руки бедняков предашь Ты врагов всех стран, в руки склоненных к праху (предашь меня), чтобы унизить могущественных из народов, чтобы по заслуге воздать нечестивцам... и творить праведный суд Твоей истины над всеми сынами человеческими (XI, 13-14). В начале свитка рассказывается о целях войны, о врагах, с которыми предстоит сражаться, о длительности этой борьбы. Затем подробно говорится о воинских трубах и порядке трубных сигналов в лагерях и на войне (III, 1-11), о военном строе (V, 16-VII, 7), об обязанностях священников и значении даваемых ими трубных сигналов (VII, 9-IX, 9), о различных тактических построениях и манерах (IX, 10-18). В заключительных частях свитка много места уделяется молитвам и песнопениям, в ходе борьбы, после поражений и побед (X-XV). Последние столбцы посвящены порядку участия священников в войне.

Осмысление характера этого своеобразного