Амусин И. Д.

Курманская община

издания текста: Jongelibg et al., c. 121-131; Grelot, 1978; Woude, 1978) и переводилась на многие языки [61]. По палеографическим данным Молитва датируется второй половиной I в. до н.э. Время создания этого произведения остается вопросом дискуссионным.

Содержание первого столбца Молитвы таково. Царь Вавилонии Набонид (555-539) за свои прегрешения был наказан Богом Всевышним, наславшим на него тяжкую болезнь, по-видимому, проказу. Семь лет Набонид провел в аравийской Тейме и стал походить на животное. Оказавшийся в Тейме иудей-ясновидец из сынов вавилонского изгнания, имя которого не названо, вероятно, способствовал исцелению царя, наставив его в вере в Бога Всевышнего. По совету ясновидца Набонид воздает почесть Богу Всевышнему и обличает идолопоклонство и идолослужение рукотворным богам из золота и серебра, железа и меди, дерева и камня.

Перед нами фольклорный рассказ, несомненно относящийся к циклу Даниила. Правда, имя этого мудреца не упоминается, но отчетливо выступают сюжетное сходство, лексическая близость и текстуальные совпадения с четвертой главой канонической книги Даниила. Однако кумранский фрагмент обращает на себя внимание Прежде всего, тем, что в отличие от гл. 4 кн. Даниила в нем ясно видны некоторые исторически достоверные детали. К ним относятся само имя вавилонского царя Набонида, ни разу не встречавшееся в Библии, его титулатура, болезнь и в какой-то мере связанное с этой болезнью длительное пребывание Набонида в аравийской Тейме. Скупые и разрозненные указания на болезнь Набонида и его пребывание в Тейме мы находим в вавилонско-иранской традиции (см.: Амусин, 1958, с. 106-113). Более подробные и достоверные сведения о пребывании Набонида в Тейме появились уже после опубликования кумранского фрагмента. Речь идет об открытых в 1956 г. Райсом и опубликованных в 1958 г. Гэддом стелах Набонид из Харрана (Rice, 1957; Gadd, 1958). Между данными вавилонской традиции и кумранским фрагментом обнаруживаются определенные противоречия. Так, согласно Хронике Набонида, он провел в Тейме десять лет, а не семь, как указано в кумранском фрагменте. В Харранских надписях Набонид говорит о прегрешениях против Сина, а не против Бога Всеввышнего. Вместе с тем примечательно, что автор кумранского отрывка опирался на некоторые бесспорные факты из истории царствования Набонида, восходящие к подлинной вавилонской традиции.

Уже первоиздатель фрагмента Милик установил близость Молитвы по языку [62], стилю и сюжету к Дан.2-4. Как было отмечено, особый интерес в данной связи представляет гл. 4 кн. Даниила. В этой главе рассказывается, что вавилонскому царю Навуходоносору (604-562 гг. до н.э.) привиделся устрашивший его сон: высоко, до небес выросло дерево. Промыслитель приказывает дерево срубить, оставив лишь корень. У этого корня отнимается сердце человеческое, и в течение семи лет у него будет сердце звериное. И званные к царю тайновидцы и гадатели не смогли разъяснить значение сна. Сделатьэто смог только Даниил, который истолковал сон следующим образом: разросшееся дерево - олицетворение самого Навуходоносора и его обширной державы. Приказание Промыслителя о срубе дерева означает предстоящее изменение в судьбе Навуходоносора, который семь лет будет отлучен от людей и уподобиться травоядному животному. Сохранение же корня означает, что власть царя сохранится, если он признает власть небесную. И Даниил призывает царя искупить грехи правдою и беззаконие - милосердием к бедным. Сон сбылся. Навуходоносор был отлучен от людей, стал есть траву, как волы.

Сопоставление гл. 4 кн. Даниила и 4Q Or Nab показывает, что между ними имеется определенное сходство в основной сюжетной линии. Наиболее существенными отличиями являются замена Набонида в кн. Даниила Навуходоносором и отсутствие в кн. Даниила упоминания о Тейме [63]. Уже давно было обращено внимание на несоответствие Навуходоносора, изображенного в гл. 2-5 кн. Даниила, историческому правителю Вавилона, носившему это имя, и на то, что в образе библейского Навуходоносора в действительности выступают черты исторического Набонида (Soden, 1935). Кумранская Молитва Набонида и Харранские стелы блестяще подтверждают гипотезу, что Навуходоносор Дан.2-4 подменил собой исторического Набонида. Произойти это могло в результате напластования и эволюции легенды, когда имя Набонида постепенно стиралось в памяти поколений и вытеснялось именем более знаменитого царя Навуходоносора и его более впечатляющей деятельностью.

Проблема взаимоотношения между кумранской Молитвой Набонида и кн. Даниила весьма сложна