Конфуций

Беседы и суждения

приходит'.

34. Учитель сказал: 'В учености я не уступаю другим людям. Но я не могу

поступать, как благородный муж'.

35. Учитель сказал: 'Разве я смогу стать мудрецом или человеколюбивым

человеком? Я всего лишь учусь без пресыщения, просвещаю без устали. Только

это я и могу сказать о себе'. Гунси Хуа72 сказал: 'Мы, ваши ученики, не

можем научиться и этому'.

36. Учитель серьезно заболел. Цзы-лу просил его обратиться с молитвой к

духам. Учитель спросил: 'Делается ли это?' Цзы-лу сказал: 'Делается. В

молитве говорится: Обратись с молитвой к духам неба и земли''. Учитель

сказал: 'Я уже давно обращаюсь с молитвой к духам'.

Глава восьмая.

2. Учитель сказал: 'Почтительность без ритуала приводит к суетливости;

осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала

приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости. Если государь

должным образом относится к родственникам, в народе процветает

человеколюбие. Если государь не забывает о друзьях, в народе нет

подлости'.

9. Учитель сказал: 'Народ можно заставить повиноваться, но нельзя

заставить понимать почему'.

10. Учитель сказал: 'Когда любят отвагу и ненавидят бедность, это может

привести к бунту; когда очень ненавидят людей, лишенных человеколюбия, это

также может привести к бунту'.

13. Учитель сказал: 'В любви к учению опирайтесь на искреннюю

убежденность; стойте до смерти за правильное учение. Не посещайте

государство, где неспокойно; не живите в государстве, где беспорядки. Если

в Поднебесной царит спокойствие, будьте на виду; если в Поднебесной нет

спокойствия, скройтесь. Если государство управляется правильно, бедность и

незнатность вызывают стыд. Если государство управляется неправильно, то

богатство и знатность также вызывают стыд'.

14. Учитель сказал: 'Если не находишься на службе, нечего думать о

государственных делах'.

17. Учитель сказал: 'Учитесь так, как будто вы не в состоянии достичь

знаний, словно вы боитесь их потерять'.

18. Учитель сказал: 'О как велики были Шунь и Юй! Владея Поднебесной,они

не считали ее своей'.

19. Учитель сказал: 'О как велик был Яо как правитель! О как он был велик!

Только небо более велико! Яо следовал его законам. Народ не смог [даже]

выразить этого в словах. О как обширна была его добродетель! О как велики

были его заслуги! О как прекрасны были его установления! '.

Глава девятая.

1. Учитель редко говорил о выгоде, воле неба и человеколюбии.

2. Человек из Дасян сказал: 'Велик Кун-цзы. Его ученость огромна, но он

еще не прославился'. Услышав это, Кун-цзы сказал, обращаясь к ученикам:

'Что бы мне сделать? Доказать ли искусство управления колесницей или

искусство стрельбы из лука? Я покажу искусство управления колесницей'.

3. Учитель сказал: 'В соответствии с ритуалом следует делать шапки из

конопли. Но теперь изготовляют из шелка. Так экономнее, и я следую этому.

В соответствии с ритуалом государя следует приветствовать у входа в залу.

Но теперь приветствуют после того, как он уже вошел в залу. Это -

[проявление] заносчивости. И хотя я иду против всех, я приветствую, стоя у

входа в залу'.

4. Учитель категорически воздерживался от четырех вещей: он не вдавался в

пустые размышления, не был категоричен в своих суждениях, не проявлял

упрямства и не думал о себе лично.

6. Первый министр74 спросил Цзы-гуна: 'Не является ли учитель

совершенномудрым? Откуда у него такие способности ко многому?' Цзы-гун

ответил: 'Именно небо сделало так, что он стал совершенномудрым, и поэтому

обладает большими способностями'. Учитель, услышав его, сказал: 'Первый

министр знает меня. В детстве я жил бедно и поэтому научился многому

такому, что не имеет никакой ценности. Но разве благородный муж должен

обладать способностями ко многому? [Он] не должен уметь делать многое'.

Лао75 сказал: 'Учитель говорил: 'Меня не использовали [на службе], поэтому

я [был вынужден кое-чему] научиться'.

7. Учитель сказал: 'Обладаю ли я знаниями? Нет, но когда низкий человек

спросит меня [о чем-либо], то, [даже если я] не буду ничего знать, я смогу

рассмотреть этот вопрос с двух сторон и обо