Конфуций

Беседы и суждения

начать разговор о 'Ши цзин'. Когда я говорю вам о чем-нибудь,

что совершилось в прошлом, вы [уже] знаете, что последует в будущем'.

16. Учитель сказал: 'Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а

беспокойся о том, что ты не знаешь людей'.

Глава вторая.

1. Учитель сказал: 'Правящий с помощью добродетели подобен полярной

звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий'.

2. Учитель сказал: 'Если выразить одной фразой смысл трехсот стихов 'Ши

цзин', то можно сказать, что в них нет порочных мыслей'.

3. Учитель сказал: 'Если руководить народом посредством законов и

поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться

уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить

народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала,

народ будет знать стыд и он исправится'.

4. Учитель сказал: 'В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В

тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от

сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет научился

отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям

моего сердца и не нарушал ритуала'.

5. Мэн И-цзы спросил о почтительности к родителям. Учитель ответил: 'Не

нарушай [принципов]'. Когда Фань Чи вез [учителя] на колеснице, тот

сказал ему: 'Мэн-сунь спросил меня о почтительности к родителям, я ему

ответил: 'Не нарушай [принципов]''. Фань Чи спросил: 'Что это значит?'

Учитель ответил: 'При жизни родителей служить им, следуя ритуалу. Когда

они умрут, похоронить их в соответствии с ритуалом и приносить им жертвы,

руководствуясь ритуалом'.

6. Мэн У-бо спросил о почтительности к родителям. Учитель ответил:

'Родители всегда печалятся, когда их дети болеют'22.

7. Цзы-ю спросил о почтительности к родителям. Учитель ответил: 'Сегодня

почтительностью к родителям называют их содержание. Но люди содержат также

собак и лошадей. Если родителей не почитать, то чем будет отличаться

отношение к ним от отношения к собакам и лошадям?'

8. Цзы-ся спросил о почтительности к родителям. Учитель ответил: 'Трудно

постоянно выражать радость. Разве можно считать почтительностью к

родителям только то, когда дети работают за них и предлагают им первым

отведать вино и пищу?'

9. Учитель сказал: 'Я беседовал с Хуэем24 целый день, и он, как глупец, ни

в чем мне не прекословил. Когда он ушел, подумал о нем и смог понять, что

Хуэй далеко не глупец'.

10. Учитель сказал: 'Посмотрев на поступки человека, взгляни на их

причины, установи, вызывают ли они у него беспокойство. И тогда, сможет ли

человек скрыть, [что он собой представляет]? Сможет ли человек скрыть,

[что он собой представляет]?'

11. Учитель сказал:-'Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть

наставником [людей]'.

12. Учитель смазал: 'Благородный муж не подобен вещи'.

13. Цзы-гун спросил о благородном муже. Учитель ответил: 'Он прежде

осуществляет задуманное, а потом уже говорит об этом'.

14. Учитель сказал: 'Благородный муж ко всем относится одинаково, он не

проявляет пристрастия; низкий человек проявляет пристрастие и не относится

ко всем одинаково'.

15. Учитель сказал: 'Учиться и не размышлять - напрасно терять время,

размышлять и не учиться - губительно'.

16. Учитель сказал: 'Изучение неправильных взглядов вредно'.

17. Учитель сказал: 'Ю26, я научу тебя [правильному отношению] к знанию.

Зная что-либо, считай, что знаешь; не зная, считай, что не знаешь, - это и

есть [правильное отношение] к знанию'.

18. Цзы-чжан27 учился, чтобы стать чиновником. Учитель сказал: '[Для этого

надо] больше слушать, не придавая значения тому, что вызывает сомнения, об

остальном говорить осторожно, и тогда порицаний будет мало. [Для этого

надо] больше видеть, не делать того, в чем не уверен, а остальное делать

осторожно, и тогда будет мало раскаянии. Когда слова вызывают мало

порицаний, а поступки мало раскаянии, тогда можно стать чиновником'.

19. Ай-гун28 спросил: 'Какие нужно принять меры для того, чтобы народ

подчинялся?' Кун-цзы ответил: 'Если выдвигать справедливых людей и

устранять несправедливых,