Конфуций

Беседы и суждения

прок в таких помощниках? Вы и говорите неверно.

Когда тигры и дикие быки вырываются из загона, а [драгоценности] из

черепаховой кости и яшмы разбиваются в шкатулке, то кто в этом

виноват?'. Жань Ю сказал: 'В настоящее время Чжуаньюй обладает силой и

к тому же находится неподалеку от Би. Если теперь его не захватишь, то

впоследствии наши внуки непременно натерпятся от него беды'. Кун-цзы

сказал: 'Цю! Благородный муж чувствует отвращение к тем, кто не хочет

говорить о своих [истинных] намерениях, а непременно выдвигает

[всевозможные] объяснения. Я слышал о том, что правители царств и главы

семей озабочены не тем, что у них мало людей, а тем, что [богатства]

распределены неравномерно, озабочены не бедностью, а отсутствием мира [в

отношениях между верхами и низами]. Когда богатства распределяются

равномерно, то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ

не будет малочислен; когда царит мир [в отношениях между верхами и

низами], не будет опасности свержения [правителя]. Если было бы так, тогда

людей, живущих далеко и не подчинявшихся, можно было бы завоевать с

помощью образованности и морали. Если бы удалось их завоевать, среди них

воцарился бы мир. Ныне вы, Ю и Цю, помогаете Цзи-ши; а люди, живущие

далеко, не покоряются, и он не может их завоевать. Сам его удел

раскалывается и рушится, а он не в состоянии сохранить [его целостность].

К тому же он хочет развязать вооруженную схватку [на территории] нашего

государства. Я боюсь, что беда Цзи-суня заключена не в Чжу-аньюе, а в

стенах своего дворца'.

2. Кун-цзы сказал: 'Когда в Поднебесной царит дао, ритуал, музыка,

[приказы] на карательные походы исходят от сына неба. Когда в Поднебесной

нет дао, музыки, ритуала, [приказы] на карательные походы исходят от

чмсухоу. Когда [они] исходят от чмухоу, редкий случай, чтобы власть не

была утрачена в течение [жизни] десяти поколений. Если же [они] исходят от

высших сановников, то редкий случай, чтобы власть не была утрачена в

течение [жизни] пяти поколений. Если же судьба государства оказывается в

руках мелких чиновников, то редкий случай, чтобы власть не была утрачена в

течение [жизни] трех поколений. Когда в Поднебесной царит дао, то

правление [уже] не находится в руках сановников. Когда в Поднебесной царит

дао, то простолюдины не ропщут'.

4. Кун-цзы сказал: 'Три вида дружбы приносят пользу и три - вред. Когда

дружишь с человеком или прямым, или честным, или обладающим большой

проницательностью, - это приносит пользу; когда дружишь с человеком или

неискренним, или изворотливым, или бойким на язык, - это приносит вред'.

5. Кун-цзы сказал: 'Три вида радости приносят пользу и три вида - вред.

Когда радуешься от того, что или поступаешь в соответствии с ритуалом и

музыкой, или говоришь о добрых делах людей, или вступаешь в дружбу с

мудрыми людьми, - это приносит пользу. Когда испытываешь радость от того,

что или предаешься расточительству, или праздности, или пирам, - это

приносит вред'.

7. Кун-цзы сказал: 'Благородный муж избегает трех вещей: в юности, когда

организм еще не окреп, он избегает любовных утех; в зрелом возрасте, когда

у него появляются силы, он избегает драк; в старости, когда организм

ослабевает, он избегает жадности'.

8. Кун-цзы сказал: 'Благородный муж боится трех вещей: он боится веления

неба, великих людей и слов совершенномудрых. Низкий человек не знает

веления неба и не боится его, презирает высоких людей, занимающих высокое

положение; оставляет без внимания слова мудрого человека'.

9. Кун-цзы сказал: 'Те, кто обладает врожденными знаниями, стоят выше

всех. За ними следуют те, кто приобретает знания благодаря учению. Далее

следуют те, кто приступает к учению, встретившись с трудностями. Те же,

кто, встретившись с трудностями, не учатся, стоят ниже всех'.

10. Кун-цзы сказал: 'Благородный муж думает о девяти [вещах]: о том, чтобы

видеть ясно; о том, чтобы слышать четко; о том, чтобы его лицо было

приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы

его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о

необходимости спрашивать