Анни Безант

Письма учителей мудрости 2

они сами предприняли неблагоразумные действия....

А теперь, после того как я увидел Махатму во плоти и слышал Его живой голос, пусть ни один человек не осмеливается сказать мне, что БРАТЬЕВ #не# существует. Что бы теперь ни случилось, мне не страшна ни смерть, ни месть врагов, ибо я знаю-то я ЗНАЮ!

Можете показать это письмо Полковнику Олькотту, кто первым открыл мне глаза на #Джнана Марга#, он будет счастлив узнать, об успехе (больше, чем я заслужил), которого я добился. Я лично сообщу ему все подробности.

С. Рамасвамир, Ч.Т.О.

Дарджилинг, 7 октября 1882 г.

189

Приложение Б <$ 'Теософист', декабрь 1883 года.>

Гималайские Братья - существуют ли Они?

Мохини Мохан Чаттерджи, Маг. Искусств, Бак. Права, Ч.Т.О.

'Просите и вам будет дано, стучите и отворят вам' - эти слова в точности представляют положение искреннего исследователя по вопросу о существовании Махатм. Я не знаю никого, кто взялся за это исследование со всею серьезностью и не был бы награжден за свои усилия знанием и уверенностью. Но, несмотря на все это, имеется много людей, которые критикуют и придираются, но не дают себе труда самим удостоветься в этом. Идет ли речь о европейцах или о части наших собственных земляков (и те и другие слишком европеизированы, с университетским образованием), все они смотрят на существование Махатм с неверием и недоверием, чтобы не сказать больше. Позицию первых (европейцев) легко понять, ибо такие вопросы стоят слишком далеко от их умственного горизонта, а их самодовольство настолько велико, что делает их почти непроницаемыми для этих новых идей. Но гораздо труднее

190

понять, почему люди этой страны, рожденные и воспитанные в атмосфере, благоухающей преданиями о подобных вещах и традициях, проявляют такой же самый скептицизм. С другой стороны, для них было бы гораздо более естественным принять доказательства, какие я сейчас излагаю перед публикой, с таким же самым удовлетворением, какое испытывает астроном, когда новая звезда, существование которой он вычислил, вдруг выплывает на пространство его кругозора. Всего два года тому назад я сам был совершенно неверующим. Во-первых, я сам никогда не видел ни одного оккультного феномена; также мне никогда не встречался ни один человек, демонстрирующий их, в том малом кругу наших земляков, которых меня научили уважать, так как они представляли 'образованный класс'. Так случилось, что только в октябре 1882 года я действительно уделил этой теме какое-то внимание, и в результате этого сейчас у меня так же мало сомнения по поводу существования Махатм, как и по поводу моего собственного существования. Теперь я #знаю#, что Они существуют. Хотя в продолжение долгого времени полученные мною доказательства не все носили объективный характер. Многие обстоятельства, являющиеся достаточными доказательствами для меня, не были бы таковыми для читателя. С другой стороны, я не имею права говорить о тех неопровержимых доказательствах, какими я обладаю #теперь#. Поэтому я изо всех сил должен стараться использовать то немногое, что мне разрешено сказать. В настоящей статье я выдвигаю такие факты, которые будут вполне достаточными для каждого, способного оценить их доказательную силу.

191 Доказательства, излагаемые теперь перед публикой, были собраны мной в течение октября-ноября 1882 года и предложены тогда некоторым из ведущих членов Теософического Общества, в том числе М-ру Синнету. Так как отчет нашего Брата Рамасвамира о его встрече и разговоре со своим 'Гуру' в Сиккиме был уже в то время готов к печати, они считали, что нет необходимости сразу обнародовать и настоящую статью. Но так как в некоторых кругах была предпринята попытка умалить силу свидетельства М-ра Рамасвамира, весьма гротескно называя его 'галлюцинациями полузамерзшего бродячего чиновника-регистратора', я думаю, что кое-что может быть достигнуто опубликованием совершенно независимого свидетельства, возможно, равносильного, если не большей ценности, хотя и совсем другого характера. С этим объяснением касательно задержки в опубликовании настоящей статьи я представляю ее нападкам наших скептических друзей. Пусть они спокойно размышляют и высказываются по поводу свидетельства мелкого тибетского торговца в Дарджилинге, поддерживаемого и подкрепляемого независимым свидетельством молодого Брахмачария из Дехрадуна. Те, кто присутствовали при снятии показаний с двух упомянутых лиц, все занимают весьма внушительное положение на социальной лестнице, некоторые из них фактически принадлежат к высшим кругам Индийского общества; многие из них не только никоим