Анни Безант

Письма учителей мудрости 2

я заканчиваю этот том, является одним из наиболее важных. Я не смог найти никаких следов того, кому оно было написано и которым из Учителей.

Е.П.Б. утверждает, что оно пришло от какого-то Учителя, во всяком случае, письмо с отметкой входит в Адьярский архив. Я переписал письмо с рукописи, написанной рукой Учителя. Другая версия, с изменениями и добавлениями, появилась гораздо позже в 'Люцифере', т. I, 1889 год, под заголовком 'Несколько слов о повседневной жизни', но без указания автора. В своей рукописи 1885 года

Е.П.Б. излагает письмо в следующих словах:

'Один либерал-христианин, член Т.О., осуждая изучение восточных религий, засомневался в том, что есть еще место для какого-либо нового Общества. Ему пришло письмо, в котором был ответ на все его возражения и предпочтение, которое он отдает Христианству. По его желанию, содержание письма было скопировано для него, после чего он перестал отрицать целесообразность такого Общества, как открыто признанная Теософическая Ассоциация. Несколько выдержек из этого раннего письма ясно покажут сущность задуманного тогда Общества, что мы просто пытались в то время продолжить и осуществить лучшие замыслы наших #истинных# инициаторов Общества. Набожному джентльмену, утверждавшему, что он Теософ и имеет право судить других людей, было сказано [то, что следует из Письма 82]. -

167

Письмо 82 <$Пробелы в письме, обозначенные точками, есть в рукописи Е.П.Б. Местами, однако, Е.П.Б. ставит непрерывный ряд точек не для указания пропусков, а просто чтобы подчеркнуть начало предложений в тексте.>

... Вы не имеете права на такое звание. Вы являетесь лишь #фило#-Теософом <$ Philo - (от греч. фiл - любить) - любитель, аматор. Фило-Теософ - Теософ-любитель (прим. переводчика).> , ибо тот, кто достиг полного понимания самого #названия и сущности# Теософа, откажется взять на себя роль судьи какого -либо человека или действия.... Вы заявляете, что ваша религия представляет собой высочайший и окончательный путь к Божественной Мудрости на этой земле и что она влила в артерии старого разлагающегося мира новую кровь, жизнь и истины, которые были неведомы язычникам? Если бы это было так в действительности, то ваша религия ввела бы самые высокие истины во все социальные, гражданские и интернациональные отношения Христианских народов. Напротив, каждый может констатировать, что ваша общественная и ваша личная жизнь основывается не на началах общинной нравственной солидарности, а лишь на беспрерывном

168

взаимном противодействии и на чисто механическом равновесии индивидуальных сил и интересов.... Если вы хотите Быть Теософом, не поступайте так, как поступают окружающие вас: они взывают к богу Истины и Любви, а служат темным Силам Власти, Алчности и Случая. Исследуя глубины вашей Христианской цивилизации, мы видим в ней те же печальные знаки, что и в прошлом: реальности вашего повседневного существования диаметрально противоположны вашему религиозному идеалу, но вы не понимаете этого. Даже законы, которые руководят вами будь то в области политики или социальной экономики находятся в тяжком разладе с первоначалами вашей религии, а ведь эта мысль, кажется, вас вовсе не тревожит. Но если народы Запада абсолютно убеждены сейчас, что этот идеал никогда не станет практикой, а практика никогда не достигнет идеала - тогда вы должны сделать выбор: или ваша религия неспособна провести его в жизнь, и в этом случае она не лучше претенциозной иллюзии; или она могла бы осуществиться на практике, но именно вы6 вы сами6 не считаете необходимым сообразовать с ее этикой ваши ежедневные поступки в жизни.... Вот почему, прежде чем призывать другие народы 'к столу Царского

169

пира', из-за которого ваши приглашенные гости встали бы более голодными, чем были до того, прежде чем стараться наделить их вашими собственными убеждениями, вам надлежит разобраться в еде, которую они предлагают вам.... Под властью и бременем экзотерических догм, гротескных и уродливых призраков Теософических реальностей6 всегда будет существовать то же самое угнетение, которому подвергаются слабые и неимущие, все та же тайфуноподобная борьба между собой среди богатых и наделенных властью.... #Единственно лишь эзотерическая философия# духовно и психически объединяющая человека и Природу, путем раскрытия фундаментальных истин может вызвать к жизни промежуточное состояние, желанное между двумя крайностями, человеческим Эгоизмом , с одной стороны, и божественным Альтруизмом, с другой, и повести, в конечном счете, к облегчению человеческих страданий.

Теософия не должна