А.А. Маслов

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

пожалуй, единственным реальным

подтверждением существования монашеских боевых искусств.

Если чисто 'монастырских' школ ушу возникло не очень много, то с другой

стороны, в Китае существует целый ряд стилей, сформировавшихся в лоне

буддийской традиции. Проповедниками таких стилей были либо бродячие

монахи, либо лидеры народных сектантских 'еретических' тайных обществ,

Да и сам шаолиньцюань нельзя в полной мере отнести к буддийским стилям

- слишком много в нем было чисто народных привнесений. Лишь молва по-

прежнему относила его к буддийской традиции. В разных районах империи

независимо от шаолиньцюань возникали пробуддийские стили, например,

ламацюань - «Стиль ламы», взрывной фомэньцюань - «Кулак буддийской

школы» в Хубэе, милэфоцюань - «Кулак Будды Майтреи», дамоцюань -

«Кулак Дамо», лоханьцюань - «Кулак архатов». Крайне закрытая

буддийская школа ушу кунмэньцюань - «Школы Пустоты» (шуньяты -

центрального понятия буддизма) была создана в Хубэе на рубеже ХУП-

ХУШ вв. и закрытый стиль «Школы Пустоты» мастером Сунь Тинчжаном.

На уровне народной культуры господствовал синкретизм, характерный в

том числе и для многих «еретических» тайных сект, внутри которых шли

активные занятия ушу. Учения накладывались одно на другое, всякие

границы между ними стирались, народ успешно поклонялся одновременно и

даосским духам, и буддийским божествам, и конфуцианским мудрецам. Это

же отразилось и на индоктринации ряда школ ушу - их буддизм был

достаточно относителен и скорее служил символическим выражением

божественного и запредельного начал в ушу, нежели реальной доктриной.

Немногие из членов таких школ разбирались в хитросплетениях буддийских

терминов.

В частности, бойцы могли практиковать даосский цигун, проповедовать

буддийское учение о просветлении и преемствовать конфуцианские нормы

поведения и взаимоотношений.

В частности, в провинции Фуцзянь был создан стиль, традиционно

относимый к буддийскому направлению ушу - наньфоцюань ('Кулак

южного Будды'), первоначальным названием которого было пусацюань -

«Кулак пуса» (т.е. боддисатвы). Хотя такое название недвусмысленно

указывало на привилегированное положение здесь буддизма, однако сам

стиль был создан даосским магом, который с детства обучался у своего

отца, а последователи стиля выше всего ценили конфуцианский ритуал и

человеколюбие. Может быть эта многоликость отразилась и на формах

стиля. С виду стиль мягок, его движения округлы, подобно

перекатывающемуся мячу, но податливость эта лишь кажущаяся. Бойцы

отрабатывают жесткие удары кулаками и ладонями в песок. Стили,

подобные «Кулаку южного Будды», были повсеместно распространены в

деревнях в ХУШ в., воплощая тем самым «прикладное» понимание

буддизма.

Самое время спросить - а как же все эти истории о «центре всех боевых

искусств Поднебесной», монахах-бойцах, загадочном Бодхидхарме,

коридорах смерти и прочих волнующих воображение событиях? Велико же

будет удивление того, кто найдет в себе терпение пролистать шаолиньские

хроники, благо часть из них уже опубликована. Окажется, что многие

рассказы о Шаолиньсы - не более, чем легенды, но этим они и интересны

для нас - на примере Шаолиня можно изучить весь процесс подмены

истории ушу мифом об ушу.

Сначала - несколько оговорок. Под общим названием шаолиньцюань -

«шаолиньский кулак» фигурируют несколько сот стилей, подавляющее

большинство из которых вообще никак не связано ни с Шаолиньским

монастырем, ни с его обитателями. Мы же будем вести речь о том

направлении ушу, которым занимались шаолиньские монахи. Нам придется

различать два вида источников: первые - это внутренние хроники

Шаолиньсы, фактически, это то, что монахи думают сами о своем искусстве

и что они, мягко говоря, «додумывают», когда реальность оказывается

менее поражающа, чем того требует китайское сознание. Второй тип

источников - это внешние материалы, то есть отчеты чиновников о

посещении монастыря, записки генералов, путешественников, проще

говоря, всех тех, кто не принадлежал к монашескому сословию и кто не

испытывал необходимости приукрашать действительность.

Сколько в Китае Шаолиньских монастырей? Пусть этот вопрос не

покажется удивительным, так как истории о разных монастырях могли

пересекаться, накладываться друг на друга, создавая нередкую в китайских

хрониках путаницу. Шаолиньских монастырей существовало по крайней

мере десять, однако наибольшую известность приобрели два - Северный

Шаолиньсы на горе Суншань уезда