А.А. Маслов

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

стал Бай

Юйфэн. В пору встречи с Цзюэюанем ему уже перевалило за пятьдесят лет.

Родился мастер Бай в зажиточной семье землевладельца и всю свою

молодость он провел в родном городе Тайюани, который является столицей

провинции Шаньси. Но однажды дом его сгорел и Бай Юйфэн он был

отправиться скитаться по Китаю, обучаясь во многих народных школах

ушу, пока судьба не занесла его в город Лоян.

Придя под сень стен Шаолиньсы, Бай Юйфэн принимает монашеское имя

Цюъюэ - «Осенний месяц», имея в виду свой немолодой возраст. Более

десяти лет пробыл он в монастыре, обучил не только Цзюэюаня, но и

многих других монахов,

Прежде всего Бай Юйфэн дополняет шаолиньскую школу большим

разделом, называющимся «13 шаолиньских захватов» и включающим

болевые захваты, заломы, надавливания на точки. Так как сам Бай Юйфэн

специализировался на технике подражания животным, то и все захваты

реализовывались через движения подражания животным - «летящий

дракон», «извивающаяся змея», «взлетающая ласточка», «сидящий тигр»,

«феникс, расправляющий крылья», «резвящаяся обезьяна», «удар головой

барса», «лягающаяся лошадь», «укус аиста», «когти орла», «опускающийся

на землю буйвол», «легкий заяц», «удар пяткой петуха». Всего, таким

образом, получалось тринадцать базовых форм - «тринадцать захватов».

/Цзяньмин ушу цыдянь (Краткий словарь ушу), Харбин, 1986, с. 25./

Но Бай Юйфэн не ограничился лишь «захватами животных» и постепенно

разрабатывает систему «боя пяти животных». Через несколько лет он

составляет один из самых обширных трактатов шаолиньского канона

«Утонченные требования к пяти стилям» ('Уцюань цзиньяо'), где

описывает систему боя на основе повадок пяти животных - тигра, леопарда,

дракона, змеи и журавля. Бай Юйфэн решает пожертвовать «похожестью»

на животных, отказавшись от прямой имитации повадок в пользу боевого

аспекта. По сути, животные превратились в символы, навеянные

ритуализацией китайской архаики, деформацией ранних танцев. Сохранился

лишь определенный характер движений, например, «яростный» прыжок как

у тигра или «гибкость» как у змеи.

Но дадим слово самому Бай Юйфэну, а точнее трактату «Утонченные

требования к пяти стилям», который традиция приписывает этому человеку.

Стиль дракона воспитывает дух или духовное поле человека (шэнь). «Во

время тренировки нет необходимости в использовании силы всего тела,

лишь еле слышно, как ци клокочет в даньтянь, наполняя все тело

движением. Руки спокойно опущены. Пять центров находятся во

взаимосоответствии (т.е. центры обеих ладоней, стоп и центр корпуса,

между которыми устанавливается энергетическая связь - А.М.). Будь

подобен дракону, странствующему в пустоте, и безграничен, словно Небо и

Земля».

Стиль тигра укрепляет кости человека. Он включает много мощных

прыжков и ударов «лапой тигра», подходит для людей физически крепких.

«Во время тренировки необходимо, чтобы ци бурлило, наполняя все тело.

Руки крепко напряжены, поясница наполнена. Единое ци пронизывает все

тело, циркулируя от начала и до конца без малейших перерывов. Подъемы и

опускания ци внутри организма соответствуют движениям во внешней

форме, а гневный взгляд усиливает ее. Форма подобна тому, как яростный

тигр выходит из леса и своими ударами когтей сносит горы».

Стиль леопарда особый упор делал на развитие физической силы и считался

«жестким» стилем. Леопард наносит удары размашистыми «рвущими»

движениями «когтей» или предплечий, будто разъяренное животное бьет

хвостом. «Леопард не то же самое, что и тигр, но по своей силе подобен

мощи тигра. Леопард предпочитает прыжки, а его поясница к тому же не

столь слаба, как у тигра. Во время тренировки необходимо все подъемы и

опускания (т.е. изменения уровня тела - А.М.) выполнять в невысокой

стойке мабу. Все тело сотрясается от силы, кулаки крепко сжаты, пальцы

словно медные крюки и металлические копалки, поэтому в форме леопарда

используется много ударов кулаками и зовется эта форма также «Кулак

золотого леопарда».

Четвертый стиль - стиль змеи по своему техническому рисунку был

полностью противоположен стилю леопарда. Им занимались монахи,

обладающие повышенной гибкостью тела и подвижностью суставов. Этот

стиль требовал великолепной работы корпусом - наклонов, вращений,

волнообразных движений поясницей, а также постановки специального

дыхания, выполняемого с небольшим шипением. Большинство ударов

наносилось двумя или одним пальцем по болевым точкам, в глаза, горло,

пах. Считалось,