А.А. Маслов

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

Автор: А.А. Маслов Вице-президент и исполнительный

директор Ассоциации Шаолиньского ушу по странам Европы и

СНГ, вице-президент Ассоциации боевых искусств России,

доктор исторических наук, шаолиньский монах 32-ого

поколения (монашеское имя Синъин). Полное или частичное

воспроизведение возможно только с письменного согласия

автора.

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

Праздные странствия в горах Суншань

'Праздные странствия в горах Суншань' - это название одного из

стихотворений великого китайского поэта IX в. Ли Бо, который, однажды

забредя в эти горы, был столь очарован их красотой и поражен

нравственными подвигами святых людей, что жили в горах Суншань, что

решил надолго поселиться здесь. Действительно, горы Суншань поражают

мягкой, ненавязчивой красотой, где зеленый цвет листвы соседствует с

красными и желтыми пятнами буйного цветения. Это- место отшельников и

магов, поэтов и художников, каллиграфов и мастеров боевых искусств. В

традиционном Китае практически каждый, кто считал себя причастным к

миру мистики и эстетики, считал необходимым посетить горы Суншань, а

сегодня сохранилось несколько сот стихов китайских знаменитостей от

императоров до современных политических деятелей, где описываются

красоты этих мест.

Суншань расположены в провинции Хэнань и считаются одним из пяти

великих горных вершин Китая. Если быть предельно точными, собственно

никаких 'вершин' здесь нет - это пологий массив удивительной красоты,

напоминающий, как говорят местные буддисты, лежащего Будду. Первые

поселения здесь возникли еще в 1 тыс. до н.э., а правители VII-V в.

приезжали сюда для 'бесед с духами'. Здесь бессмертные даосы и селились

святые отшельники. По одной из легенд, здесь когда-то обитал даосский маг

Лю Гэн, который мог вызывать духов умерших, а затем исчезал вместе с

ними, чем немало пугал окружающих. /Лес Категорий. пер. с тангутского

Н.Б.Кеппинг. М., 1983, с. 74/

Сам горный массив лежит между двумя городами: Чжэньчжоу (это -

столица провинции) и Лояном. Последний город прославился тем, что

именно здесь во 2 в. была построена первая буддийская пагода - Пагода

Белой лошади. Название это связано с тем, что великий китайский

путешественник монах Сюаньцзан привез из Индии сутры в Китай именно

на белой лошади. Кстати, именно приключения Сюаньцзана и царя обезьян

Сунь Укуна описаны в знаменитом китайском романе 'Путешествие на

Запад, где немало страниц посвящено горам Суншань.

Чудесным образом это место стало родиной целого ряда даосских

мистических школ, китайского чань-буддизма (более известного на западе

под название дзэн) и крупнейшей школы боевых искусств ушу. На

небольшом пространстве сосредоточено такое количество высокогорных

монастырей, алтарей, 'магических мест', связанного с земной энергетикой,

что уже не удивляет, что недалеко от этого места в провинции Хэнань и

возникли первые ростки всей китайской цивилизации. Поистине это -

священное и мистическое место.

Горы Суншань богаты легендами и памятными местами. Прежде всего здесь

располагается знаменитый Шаолиньский монастырь - место рождения

буддийской школы чань и центр буддийских боевых искусств. От

знаменитой обители в получасе ходьбы по зеленым горам располагается

один из самых больших даосских храмов во всем Китае - Чжунюэмяо

('Храм Срединного холма'). Весь горный массив Суншань делится на две

части - 'Большое горное убежище' (Даши шань) и 'Малое горное убежище'

(Шаоши шань), где у подножья пика Укуншань и расположился небольшой

монастырь Шаолиньсы.

Шаолиньская мистификация

...Под сенью монастырских стен прохладно даже в нестерпимо жаркий

летний день, когда, кажется, вся природа дышит невыносимым зноем. Здесь

же - спокойно и немного отрешенно, будто мир снаружи не существует, а

проходящий мимо бритоголовый монах с метелочкой для отпугивания мух

вообще видится как живое воплощение незыблемости самого Предвечного

Будды.

Это - легендарная колыбель «боевых искусств всей Поднебесной»,

Северный Шаолиньский монастырь. Внешне очень красивый и

высокомерно-презентабельный. Внутри - там, где располагаются

помещения, не предназначенные для туристов - немного замусоренный и

излишне скромный. Там за воротами осталась говорливая толпа туристов-

паломников, прибывших автобусом из городов Лояна и Чжэньчжоу,

открыты ларьки сувениров, десятки ресторанчиков и магазинов со

второсортной экипировкой для занятий ушу, работают фотографы,

продается масса литературы «о тайном знании