А.А. Маслов

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

из архатов создал

собственный прием, которые свел воедино сам Бодхидхарма. Но как

конкретно выглядел комплекс, какие приемы включал, как тренировались

монахи в ту пору, да и тренировались ли вообще, этого мы не знаем. В ту

эпоху, когда простейшие навыки ушу знал каждый, а монахам требовалось

защищать себя во время странствий по дорогам Китая, практика ушу не

была чем-то удивительным. К тому же и знаменитый комплекс «18 рук

архатов» был создан значительно позже, а народная молва, вероятно, не без

помощи самих монахов, приписала ему столь высокую и славную

древность.

Как 13 монахов спасли императора

Прочтение монастырских и внешних источников той эпохи ставит под

сомнение тот факт, что монахи активно изучали ушу еще в глубокой

древности - скорее это были спорадические случаи. Вероятнее всего,

активные тренировки монахов разворачиваются со второй половин Х в.

Тем не менее народная традиция гласит об одном важном событии,

произошедшем за несколько веков до этого, которое стало, вероятно,

поворотным в истории Шаолиньского монастыря, позволив ему

превратиться в одну из самых богатых и знаменитых буддийских обителей.

Предания доносят эту историю следующим образом. В 617-621 гг.

случилась «великая смута в Поднебесной». Опытный военачальник Ван

Шичунь поднял мятеж против императора танской династии Ли Шиминя

(Тай-цзуна). Под своим началом Ван сумел собрать немало бойцов, на его

сторону перешли также некоторые отряды императорских войск. Ли

Шиминю пришлось спасаться бегством. Скрываясь недалеко от Лояна,

император обратился к монахам Шаолиньского монастыря за помощью.

Существует даже предание о том, что, спасаясь от преследователей,

император упал в реку Сяосихэ, протекающую перед монастырем, и монахи

спасли его. На защиту императора был отряжен отряд монахов из

тринадцати человек.

Отряд возглавил один из лучших инструкторов Шаолиня Таньцзун, который

обладал редким умением ведения боя с палкой на коне. Ему помогали

мастера ушу Чжицяо, Шаньху, Хуэйян. Передовой отряд Ван Шичуна,

преследовавший Ли Шиминя, подошел к Шаолиньскому монастырю, и

нападающие даже попытались поджечь обитель. Но тринадцать бойцов

приняли тяжелый бой, в результате которого нападающие были разбиты, но

самому Ван Шичуню удалось скрыться. Монахи устремились за ним в

погоню и через сутки обнаружили его на дороге, ведущей в Лоян, в

окружении отборных бойцов. Завязался бой, охрана мятежника применяла

мечи, копья, цепи, монахи же, действуя лишь тяжелыми посохами, сумели

не только разогнать охрану, но и схватили самого Ван Шичуня. Ли Шиминь

вновь взошел на трон.

Император не забыл услуги, оказанной ему шаолиньскими усэнами.

Монастырю было пожаловано около 40 циней (250 га) земли, высочайшим

указом монахам разрешено пить вино и есть мясо, хотя последним монахи

не злоупотребляли, придерживаясь традиционных предписаний. В связи с

разрешением монахам пить вино в народе даже возникла легенда, что

именно шаолиньские бойцы создали стиль цзуйцюань - «пьяного кулака».

С того времени Шаолиньскому монастырю было позволено содержать

особые монашеские войска - сэнбин в 500 человек, что можно считать

знаком особого расположения. Знаменитому Тайцзуну, руководителю

монашеского отряда, высочайшим указом было даровано звание

«дацзянцзюань» - «великого полководца», и таким образом он стал первым

шаолиньским усэном, получившим официальное государственное звание.

Не были забыты почетными званиями и остальные двенадцать монахов.

/Шаолиньсы юй шаолиньцюань (Шаолиньский монастырь и шаолиньский

кулак), с. 65/.

Если история боевых подвигов 13 монахов и может принадлежать к области

преданий, то факт высоких пожалований монастырю официально

подтвержден многими хрониками, а на территории Шаолиньсы сохранилась

каменная стела, на которой выбита каллиграфическая надпись самого Ли

Шиминя, подтверждающая привилегии монастыря.

Именно после этих щедрых пожалований монастырь получил громкое

звание «Первый монастырь в Поднебесной по боевым искусствам».

Летописи с уважением отмечали, что «равных бойцов нет во всей

Поднебесной». Теперь монахи занимались не только кулачным искусством

и боем с палкой, но значительно разнообразили свой боевой арсенал,

тренируясь в бое на коне, в пешем строю, использовали изогнутые мечи и

даже армейские длинные копья. Начал складываться характерный

шаолиньский стиль, основанный на жестких ударах, передвижениях по

одной прямой, бое на близкой и средней дистанции,