А.А. Маслов

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

Цзюэюань решает восстановить

древнюю славу Шаолиньсы и, получив благословение Хунвэня,

отправляется в путь. Он посетил немало мест, встречался со многими

бойцами, но оказалось, что ни один из них не способен показать что-либо

достойное шаолиньской традиции.

Как-то дорога привела его в город Ланьчжоу, где он повстречал некоего

мастера Ли Соу - «старца Ли». По одной из легенд, Цзюэюань помог Ли Соу

отбиться от бандитов, после чего им пришлось несколько месяцев

скрываться от разбойников в бамбуковых зарослях недалеко от города.

Узнав о цели путешествия Цзюэюаня, Ли Соу рассказал, что в Лояне, то есть

совсем недалеко от Шаолинсы, живет мастер Бай Юйфэн, который хотя и не

является монахом, но знаком с тайными традициями ушу. Цзюэюань решает

немедленно отправиться в Лоян, а Ли Соу, взяв с собой сына,

присоединяется к нему. В Лояне они нашли Бай Юйфэна, и уже вчетвером

подошли к воротам Шаолиньского монастыря.

Бай Юйфэн действительно оказался знатоком многих закрытых методов

ушу, и поселеившись в Шаолиньсы, начал передавать их монахам, прежде

всего самому Цзюэюаню. Через несколько лет Цзюэюань мог без труда

увернуться от летящего в него копья, кулаком разбивал каменные плиты,

ударом пальца проделывал углубление в камне, дробил гальку в порошок у

себя на ладони, великолепно владел всеми шаолиньскими видами оружия.

От Бай Юйфэна он к тому же перенял искусство боя пяти животных,

которое до этого времени не входило в Шаолиньский арсенал.

Долгими годами по крупицам воссоздавал Цзюэюань шаолиньские

искусство. На основе самого раннего шаолиньского комплекса «18 рук

архатов» он разработал принципиально новый комплекс в 72 базовых

приема (или в «72 руки», как тогда обозначалось понятие прием или связки

приемов). Затем, дополнив его при помощи своих учителей, он создал

систему, в которую вошли 173 приема, ставших классикой шаолиньского

ушу.

Система Цзюэюаня выглядела следующим образом. 18 классических

приемов были расширены до 18 базовых связок или «дорожек» - лу,

имеющих завершенный вид короткого комплекса. Каждая «дорожка»

включала 18 приемов, и таким образом получалось 324 приема -

практическое удвоение 173 «рук», если отбросить повторяющиеся

движения.

Арсенал шаолиньского искусства значительно расширился. Многие приемы

уже представляли немалую сложность для освоения, так как требовали

хорошей гибкости, координации движений, большой резкости, динамичного

и «взрывного» выброса силы во время удара. В свою очередь, это

потребовало введения в монашеский комплекс тренировки новых разделов

«внутреннего искусства», о чем мы расскажем чуть позже.

Уже при жизни Цзюэюань был канонизирован монашеским братством, и его

называли не иначе как «высокомудрый» или «высокопросветленный

Цзюэюань». Полностью его система не дошла до нас, тем не менее,

некоторые приемы, которые ввел Цзюэюань, и сегодня используются

шаолиньскими монахами. Они известна, в частности, в виде парного

комплекса «72 приема Цзюэюаня» - одного из наиболее полных собраний

шаолиньской техники реального боя (саньда). Обращает на себя внимание

большое количество ударов ногами, которые зачастую наносятся по два-три

в одной связке, например, чередование ударов ногой в колено и в шею

противнику. В более ранней технике шаолиньских или каких-то других

школ мы этого не встречаем. В комплекс вошли даже броски с упором

стопы в живот ('Толкать ногой Небо'), броски через бедро с захватом шеи

('Взвалить камень на спину'), освобождения от захватов рук, корпуса,

головы, ноги. Бой проводился на очень близкой дистанции, зачастую -

просто вплотную, поэтому плотность ударов была сравнительно высока.

Цзюэюань вводит в практику широкий круговой удар ногой пяткой в голову

изнутри наружу, который в те времена образно назывался «архат косит

высокую траву».

Слава Цзюэюаня оказалась столь велика, что сразу после его смерти перед

его портретом совершались такие же ритуалы, как и перед изображениями

Будды. В монастыре ходит легенда о том, что будучи уже глубоким

старцем, Цзюэюань собрал монахов и воскликнул: «Мне кажется, я начал

чувствовать истину боевого шаолиньского искусства. И сегодня я достигну

через него окончательной внутренней реализации - «освобождения». После

этого от него вдруг распростарилось яркое ло сияние, а затем свет внезапно

потух. Изумленные монахи увидели, что на том месте, где только что стоял

Цзюэюань, никого нет.

Из хроник очевидно, что основным носителем знаний по ушу