А.А. Маслов

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

духа и терпения,

поэтому и звалось «алмазным созерцанием». /Шаолиньсы юй

Шаолиньцюань (Шаолиньский монастырь и Шаолиньский кулак), с. 40-41/.

Монахи, практикующие это направление ушу, немало уделяли внимания

специальным методам психопрактики. Упражнения начинались с пяти форм

медитации (Будда, дракон, журавль, тигр, орел), во время которой

повторялись особые звуки - толони (санскр. дхарани), вводящие сознание

медитирующего в резонанс со вселенной. Затем следовали семь

медитативных форм (журавль, дракон, лев, тигр, леопард, змея, черепаха),

приписываемые Бото, а завершались тренировки несколькими

гимнастическими и дыхательными упражнениями из комплекса в пятьсот

форм для «очищения мысли». В более позднее время эта шаолиньская

школа оказала влияние на формирование «кулака змеи» (шэцюань), у

истоков которого стоял чаньский учитель, последователь «алмазного

созерцания» Цзину.

Итак, эта история доносит до нас отголоски какого-то давнего спора об

истинности шаолиньской традиции, о чистоте и искажениях чаньской

школы. Как мы еще увидим, это был далеко не единственный спор, в

который были вовлечены шаолиньские последователи на пути развития

боевых искусств.

Цзюэюань и его собратья

Х-ХП века - страницы шаолиньской истории этого времени почти

полностью размыты временем. Где-то промелькнет сообщение о том, как

грозный монах разогнал десятки бандитов, защищая простолюдинов или о

том, как Шаолиньсы горел несчетное количество раз.

Даже в просвещенную Сунскую эпоху, в период расцвета придворных

боевых искусств, шаолиньское ушу то ли полностью приходит в упадок, то

ли до этого времени еще даже не складывается как сравнительно целостная

система. Не трудно заметить, что все рассказы о Бодхидхарме, 13 монахах-

спасителях императора Ли Шиминя, 18 мастерах, преподающих ушу в

стенах монастыря, больше напоминают легенды, да и встречаются эти

истории в тех источниках, которые отстоят от описываемых событий на

несколько сотен лет. Разумеется, в основном они дописывались позже, дабы

придать особый колорит, какую-то «патину древности» боевой обители в ту

эпоху, когда она действительно становится местным центром ушу. Все

хроники Шаолиньсы сходятся на том, что в начале ХШ века Шаолиньсы

приходит в упадок, за которым последовало возрождение утраченной

системы монашеских боевых искусств, хотя, как я уже заметил, может быть,

до той поры не было вообще. Основной источник по истории монастыря

'Хроники Шаолиньсы' (Шаолиньсы чжи'), на основе которых здесь и

излагается большая часть материала, почти молчат об этом периоде.

'Молчание века» было нарушено совсем молодым человеком Цзюэюанем,

ставшим настоящей легендой Шаолиня наряду с самим Бодхидхармой. Уже

позже про него были сочинены стихи, устные рассказы, а в наше время даже

сняты фильмы.

...Наполовину выгоревшие постройки, груды мусора перед некогда

роскошными воротами и почти полностью скрывшиеся под слоем пыли

настенные росписи - именно в таком виде застал Шаолиньский монастырь

юноша, пришедший сюда в 1224-1232 гг. и принявший монашеское имя

Цзюэюань - «Прозревающий далекое». Он ушел из родных мест, из области

Яньчжоу, лишь с одной целью - постичь тайны боевых искусств

шаолиньских монахов. В течение нескольких лет он тренировался у лучшего

инструктора монастыря по ушу могучего Хунвэня, который преподавал

сразу четыре монастырских дисциплины: буддийское учение, медицинские

знания, боевые искусства и гражданские дисциплины. Отличался он

неимоверной силой, напримре, он становился, широко расставив ноги, и

немного присев, клал себе на голову каменную плиту весом под 50 кг, а на

каждое колено ставил еще по человеку и стоял таким образом, пока не

сгорит наполовину огромная курительная свеча в рост человека. Хроника

уважительно отмечала, что при этом «изо рта даже тяжелого дыхания не

вырывалось, лицо не меняло свой цвет, а стоял он незыблемо, словно гора

Тайшань». /Дэцянь. Шаолинь усэн чжи (Жизнеописания монахов-бойцов

Шаолиньского монастыря), с. 30./

Вот к такому удивительному человеку и попадает молодой Цзюэюань. У

него он изучает комплекс «18 рук архатов», постигает основы буддийской

медитации. И все же Цзюэюань считает, что шаолиньская система ушу

остается слабее многих армейских методов ушу. К тому же, как ему

казалось, многое из шаолиньского знания оказалось утраченным из-за того,

что в резуьтате пожаров и разрушений часть монахов-бойцов покинула

обитель и расселилась в других местах.