А.А. Маслов

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

стоя на краю колодца, жонглировал ножным воланом

(род китайского футбола), причем делал по 500 ударов ногой по волану за

один подход. Восхитившись его умением, Бато взял Хуэйгуна в монастырь,

где тот не только преподавал монахам ушу, но в зрелом возрасте даже

перевел на китайский язык известный буддийский трактат «Десять земель»

('Шиди'). /Дэцянь. Шаолинь усэн чжи (Хроники монахов-бойцов

Шаолиньского монастыря), Пекин, 1988, с. 17/.

Второй монах Сэнтяо (480-560) был неизменно серьезен и сосредоточен. С

детства Сэнтяо был слаб и укреплял свое тело занятиями ушу. Поняв, что

крепость тела непосредственно зависит от силы духа, он в поисках методик

самосовершенствования обращается в буддизм и поселяется в монастыре

Цзиньминсы. Прошло почти десять лет, но просветление никак не

приходило к молодому. В конце концов он покидает монастырь и

отправляется на поиски Бато, рассказы об удивительном умении которого

достигли его ушей. Сначала Бато отнесся с недоверием к Сэнтяо - разве

может быть хорошим учеником тот, кто, воспитываясь в монастыре десяток

лет, так ничего и не достиг? Нехотя, он все же согласился взять его в

послушники. И вскоре Сэнтяо стал единственным последователем

индийского патриарха, полностью перенявшим от него тайную технику и

учение о смысле сидячей медитации. Именно его назвал Бато своим

преемником. Бато был весьма доволен своим учеником: «Среди

постигающих созерцание, ты самый способный», - с удовлетворением

говорил он. /Дэцянь. Шаолинь усэн чжи (Хроники монахов-бойцов

Шаолиньского монастыря), с. 16./

Вместе с Хуэйгуном Сэнтяо преподавал в монастыре ушу, причем его

подготовка была столь отменной, что он мог нанести удар ногой в прыжке

выше собственного роста без всякого разбега. Китайской традицией этот

монах был назван «первым монахом-бойцом Шаолиньского монастыря».

Отметим, что это произошло за несколько десятилетий до легендарного

прихода Бодхидхармы в Шаолинь.

Учение о сидячей медитации, о созерцании собственной природы как

высшем буддийском искусстве не должно было замкнуться в небольшом

монастыре. Эта мысль позвала Сэнтяо в дорогу. К тому же по буддийской

традиции считалось, что для окончательного просветления требуется такое

странствие меж гор и вод - «между Небом и Землей». Так Сэнтяо становится

первым бродячим монахом-бойцом. Он проповедует учение чань в царстве

Ци и завоевывает уважение даже у высокомерного правителя Вэньсюань-ди,

а в 552 г. в горах Луншань - «Драконьих горах» создает чаньскую обитель,

названную его последователями «Монастырем облачных врат» -

Юньмэньсы. /Митхата Р. Цзяньмин чжунго фоцзяо ши (Краткая история

китайского буддизма), с. 117/.

Но вернемся к Шаолиньскому монастырю. Он быстро развивался, хотя его

деревянные постройки нередко горели. Количество послушников

колебалось от нескольких десятков до двухсот-трехсот человек. Основной

целью пребывания в монастыре стало «прозрение природы Будды» на

основе сочетания сидячей медитации и активных физических упражнений,

включающих занятия ушу, работы по благоустройству монастыря и в

монастырском саду, называемые «пуцин» - «приглашены все».

Между наставниками постепенно происходит дифференциация - выделяется

особый разряд людей, чьей основной задачей становится преподавание ушу.

Назывались они либо просто «учителя кулачного боя» (цюаньши) либо

«старейшины в преподавании боевого искусства» (уцзяо тоу). Они

разрабатывают не только приемы кулачного боя, но и принципы работы с

оружием, причем большинство таких методов не изобретается самими

монахами, но приходит от народных учителей-мирян. Первым оружием

монахов становится их неразлучный спутник - монашеский посох,

изготовленный обычно из твердого и тяжелого дерева. Позже начинают

использоваться и простейшие подручные средства, сельскохозяйственные

орудия, предметы обихода: лопатки, костыли, короткие палки, заступы,

метелки для отгона мух, палочки для еды, даже матерчатые тапочки и

плетеные корзинки, считавшиеся «тайным» монашеским оружием.

Как гласят шаолиньские архивы, первоначально все приемы были

объединены в один комплекс, называемый «18 рук архатов» или «18

приемов архатов», включавший в себя несколько захватов и освобождение

от них, удары кулаками, ладонями, подсечки и невысокие удары ногами.

Архат (кит. лохань) - это последователь Будды, достигший последней

четвертой степени святости на пути к нирване и полностью освободившийся

от земных желаний. Легенды гласили, что каждый