А.А. Маслов

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

коротких атаках с

большим количеством ударов локтями и ладонями. Высокая официальная

оценка монастыря привлекала немало новичков, и в Шаолиньсы к УП в. уже

находилось около 2 тыс. послушников, хотя эта цифра может быть

значительно завышена, судя по небольшим размерам самого монастыря.

/Дэцянь. Шаолинь усэн чжи (Хроники монахов-бойцов Шаолиньского

монастыря), с. 4./

Большинство всех этих сведений - о 13 помощниках императора, обширной

боевой практике - происходят непосредственно из уст и материалов самого

шаолиньского монастыря, либо являются частью народного предания,

поэтому достоверных сведений о занятиях шаолиньских монахов ушу мы и

здесь не встречаем. Однако расскажем еще одну историю из шаолиньского

канона.

Монашеское искусство долгое время считалось только привилегией

мужчин, однако в 1Х веке это правило было нарушено. Шаолиньские

хроники связывают эту историю с именем монаха-бойца Фуху (898-970),

известного знатока шаолиньского цигун и прекрасного бойца лэйтай.

Хроники так описывают его героический облик: «Своим дыханием валил

противника с ног, мог находиться в спокойном созерцании по десятку дней,

а двигаясь, сбивал опоры у дома».

Однажды, когда этот замечательный человек возвращался в Шаолиньсы из

монастыря Баймасы ('Белой лошади'), ему на дороге повстречалась

женщина-воин с огромным луком в руках. Испугавшись свирепого вида

монаха, она пустила в него стрелу. Фуху, вытянув руку, поймал стрелу и

бросил ее в женщину. Хотя стрела лишь слегка царапнула грозную

воительницу, та тут же трижды по ритуалу преклонила колени перед

мастером, попросившись к нему в ученицы. «Я желаю уйти от мира, став

монахиней, и спасать мириады живых существ». Они вместе вернулись в

монастырь, и Фуху передал ей свои методики цигун, научив «передвигаться

в бою легко, как ласточка, нападать и наступать как снующий взад-вперед

ткацкий челнок», объяснил, как стрелять из лука без промаха со ста шагов,

действовать цепью и веревкой с грузом на конце.

В 967 г. Фуху со своими лучшими учениками покинул монастырь,

отправившись на юг, где распространял шаолиньское учение, поражая

последователей великолепным мастерством. Через три года он вернулся в

родную обитель, где и скончался - «обрел абсолютный покой», как говорили

сами буддисты. Фуху похоронили на семейном кладбище Шаолиня - в

«Лесу пагод» (талинь), где вплоть до настоящего времени хоронят

выдающихся монахов. /Дэцянь. Шаолинь усэн чжи (Хроники монахов-

бойцов Шаолиньского монастыря), с. 26./

Постепенно сформировались и основные дисциплины, которым обучали

шаолиньских монахов, причем этот набор предметов оставался неизменным

до начала нашего века. Курс обучения состоял из четырех основных

разделов. Первый - буддизм (фо) представлял собой изучение основных

буддийских уложений и канонов, монастырских правил (виная), основ

медитативной практики и созерцания. Второй раздел - боевой (у) включал в

себя практику боевых искусств, методы поддержания физического здоровья,

выездку на коне. Третий раздел - медицинские знания (и) включал основы

массажа, использование и составление лечебных бальзамов, отваров, мазей,

применение в медицинской практике ядов, минералов, внутренностей

животных. Нередко во время тренировки монахи получали серьезные

травмы и для их врачевания было разработано более трех тысяч различных

рецептов. Последний, четвертый раздел - «гражданские науки» (вэнь)

предусматривал занятия каллиграфией, стихосложением, изучение

классической литературы и живописи. До сих пор одной из высших похвал

шаолиньских монахов может служить фраза - «человек, искушенный в

четырех дисциплинах».

В ту эпоху монашеское боевое мастерство вряд ли можно было назвать

экстраординарным, в частности, сами Шаолиньские послушники

признавали, что профессиональные армейские инструктора ушу

значительно превосходят их. Подтверждением этому служит тот факт, что в

961 г. тогдашний настоятель Шаолиня Фуцзюй пригласил 18 самых

известных мастеров ушу в монастырь, поселив их в своей обители на три

года, для демонстрации своих школ и обучения монахов. В этом рассказе не

случаен сюжет о 18 мастерах - символическом напоминании о 18 архатах. В

это же время император Чжао Куанъин, большой знаток боевых искусств,

регулярно поддерживал связи с монастырем и даже посылал туда известных

военачальников Гао Хуайдэ и Гао Хуэйляна для обмена опытом. /Дэцянь.

Шаолинь усэн чжи (Хроники монахов-бойцов Шаолиньского монастыря), с.

5/