Гозо Шиода

Динамическое айкидо

вверх' центра тяжести.

2. Перенося весь вес тела на правую ногу и вращаясь на ней, tori про-

носит левую ногу по дуге, соxраняя контакт с землей. Одновременно, не сги-

бая локоть, он описывает небольшой круг правой рукой, вынося ладонь вверx

и направлнющим движением дает uke возможность продолжить атакующее движе-

ние вперед. * Правая рука повернута ладонью вверх, локоть почти выпрямлен,

леван нога ставится под углом 95 вправо и движение uke вперед усилено.

* Вес тела переносится на правое колено, нога почти выпрямлена и стоит

твердо.

3. Поток силы tori направлен к кончикам его пальцев, взгляд сконцен-

трирован на ниx.

Правая рука выводится на уровень груди, ноги на одной линии, левая ру-

ка перед животом параллельно правой.

4. Расстояние между ступнями немного больше, чем в hanmi. Таз опущен,

и верxняя пасть тела повернута относительно нижней для повышения устойчи-

вости стойки и возможности быстро начать следующее движение.

стр. 30-31.

4.Смена положения (когда противник тянет)

Это базовое движение предназначено для нейтрализации силы противника,

когда он тянет, за счет перемещения вперед при сохранении крепкой устойчи-

вой стойки.

Движение называется irimi и представляет собой базовое движение,

встречающееся только в айкидо.

1. Tori и uke стоят лицом к лицу в migi-hanmi. Uke левой рукой хватает

tori за правую руку и сильно тянет.

* Правая рук tori ладонью вверх поднимается по диагонали от положения

слева от груди uke к его правому плечу, движение направлено по линии поло-

жения ног tori.

2. С легким закручивающим движением правая нога tori проскальзывает

вперед, не отрываяясь от земли (suri-ashi) к точке расположенной между но-

гами uke на 1/3 расстояния между ними от его левой ноги. Одновременно руки

tori двигаются вперед одним движением с перемещением правой ноги. * Левая

рука двигается вперед горизонтально к центру груди uke как бы нанося удар

(atemi) ребром ладони.

* Взгляд направлен на кончики пальцев правой руки.

3. Правая рука ладонью вверх перемещается поперек груди uke к его пра-

вому плечу. Делая это движение, tori должен представлять себе, что он бьет

мечом. После входа правой ногой за ней ведется таз, что перемещает центр

тяжести тела вперед за счет силы левой ноги.

Ноги расположены в форме буквы Т стр. 32-33

5. Применение hiriki

( сила локтя, движение вперед)

Это базовое движение предназначено для обучения правильному использо-

ванию локтей и для тренировки движения ног, рук и корпуса по одной линии.

Более того, тренировка этого движения дает основу для овладения kokyu-

ryoku (см. стр. 120). Kokyu-ryoku необходимо при изучении приемов. Оно

включает больше, чем просто силу, представляя собой соединение всех форм

энергии человека, включая дыхание, силу воли и умственный настрой. 1. Tori

встает в правую gyaku-hanmi. Uke захватывает правое запястье tori двумя

руками. 2. Tori перемещается вперед, используя suri-ashi, передвигая одну

ногу почти одновременно подводя вторую, сохряняя стандартное расстояние

между ступнями. Пальцы расправлены и поток энергии идет от ного к рукам

через таз, грудь, плечи, локти и запястья. 3. Обеими руками делается силь-

ный толчок вперед и верх, как бы поднимая меч. * ноги не должны отрываться

от земли, это может привести к уменьшению устойчивости и потере равнове-

сия. 4. Правая рука выше левой, локти слегка скруглены, плечи опущены,

взгляд и внимание сфокусированы впереди. стр. 34-35

6.Применение hiriki

('сила локтя', движение назад)

Это движение формирует способность к 1) сохранению крепкой стойки за

счет перераспределения веса, 2) к концентрации движения вдоль одной линии.

Оно также способствует развитию сильных, но гибких ног и таза и, как и

предыдущее упражнение, способствует овладению kokyu-ryoku. 1. Пальцы вытя-

нуты, руки выпрямлены, локти чуть согнуты. В этой стойке должно возникать

ощущение потока энергии вниз через пальцы правой руки. 2. вращаясь на нос-

ках обеих ног, tori поворачивается на 180 , перенося свой вес с левой ноги

на правую. 3. Одновременно с поворотом корпуса tori поворачивает правую

руку и поднимает обе руки. 4. В конце движения левая нога tori, его таз и

туловище находятся на одной линии, и центр тяжести ближе к правой ноге,

чем в предыдущем упражнении (hiriki-движение вперед) * Правая рука вытяну-

та как можно дальше * Таз не должен быть опущен * Вертикальное движение

корпуса должно быть минимальным, и при повороте на носках пятки не должны

подниматься.