Гозо Шиода

Динамическое айкидо

техника, укрепляющая кисти и локти, основана на фиксации

запястья противника в 'форме крюка'.

Sankajo, как и ikkajo и nikajo - это не просто техника контроля, она

может использоваться и для броска противника. Недостаток места не позволя-

ет рассмотреть в этой книге все варианты Sankajo, а кроме описанных здесь

существуют еще katate-mochi, hiji-mochi, shomen-tsuki, приемы, применяемые

при нападении сзади и различные разновидности этих вариантов.

Изучение приемов этой группы, очевидно, очень полезно для tori, одна-

ко, как и для всех приемов, тренировка полезна и для uke- кроме укрепления

локтей и кистей важно понять на себе возможные реакции uke, что существен-

но для выполнения приема. * Нужно запомнить следующие моменты#

Как и во всех боевых искусствах, в айкидо необходимы укрепление и тре-

нировка рук для увеличения эффективности нанесания atemi и защиты от напа-

дения противника. Во многих приемах айкидо предусматривается использование

atemi, а эффективность удара несравненно выше для 'подготовленных', чем

для 'неподготовленных' рук.

Тренировка ролей как tori, так и uke, развивает силу и гибкость суста-

вов, увеличивает скорость движения и способствует лучшей концентрации ип-

равильному направлению силы. К тому же, развитие устойчивость к боли непо-

средственно связано с увеличением силы и укреплением духа в целом. Совме-

стная работа и смена ролей tori и uke абсолютно необходимы для правильной

отработки основных приемов. Suwari wasa (техника работы сидя)

Ikkajo, nikajo,sankajo,yonkajo (последняя техника описана ниже) и мно-

гие другие приемы айкидо отрабатываются в положении сидя. Это об`ясняется

тем, что самураи проводили много времени, сидя в формальном положении, а

значит, должны были быть готовы в таком положении защищаться.

Движения, выполняемые сидя, требуют лучшей физической подготовки, осо-

бенно, большей силы и гибкости ног, по сравнению с техникой работы стоя.

Еще самураи поняли, что правильная постановка техники работы сидя значи-

тельно улучшает технику работы стоя, поэтому более трудной технике suwari

wasa уделялось столько же или даже больше времени, чем tachi wasa. стр.

92-95 1.Shomen-uchi Sankajo osae 'Прямой удар сверху, 3ий способ контроля'

Когда uke атакует ударом в голову, tori отодвигается всторону, как в

nikajo osae (В) и применяет sankajo.

Изучение этих фотографий, сделанных сверху, параллельно с приведенными

на следующих страницах дает представление о плавных круговых движениях -

характерной черте айкидо. 1. В hidari-gyaku-hanmi uke нападает спереди с

ударом tegatana. 2. Отражая удар, tori очень быстро поворачивается на 180

в направлении направо-назад от uke, нарушая его стойку. * Tori захватывает

верхнюю руку uke левой рукой. 3. Захватывая пальцы правой руки uke, tori

толкает их точно вверх, не давая uke восстановить равновесие при перемене

хвата. 4. Левой рукой tori выполняет sankajo. 5. В положении sankajo, ко-

гда центр тяжести uke смещен вверх, tori берет правый локоть uke левой ру-

кой. 6. Фиксируя захват как запястья, так и локтя uke, tori сильно тянет

его вниз в направлении к своему тазу. (Захват фиксируется за счет 'выпрям-

ления' локтя uke, то есть за счет давления на локтевой сустав). 7. Продол-

жая тянуть, tori снова поворачивается по часовой стрелке на 180 , закручи-

вая uke и кладя его на ковер по спирали вниз. * Не допускать ослабления

хвата кисти uke. 8. Теперь tori меняет хват# правой рукой он держит правую

руку uke, крепко прижимая ее к груди, а tegatana левой руки надавливает

изнутри на локоть uke. Разворачивая весь свой корпус вправо, tori может

контролировать uke. стр. 96-97 2.Shomen-uchi Sankajo osae(В-сидя) 'Прямой

удар сверху, 3ий способ контроля'

Случай применения Sankajo при защите от удара в голову, когда оба

партнера сидят.

1. Оба партнера в положении seiza. Uke атакует ударом tegatana правой

руки в голову. Tori блокирует удар tegatana правой руки, одновременно за-

хватывая локоть uke И как бы смещая его центр тяжести вверх.

2. Сохраняя положение сидя ииспользуя левое колено как ось вращения,

tori поворачивается по часовой стрелке на 180 , нарушая стойку uke, и од-

новременно захватывает пальцы uke.

3. Держа пальцы uke правой рукой, tori толкает их вверх. Вывести uke

из равновесия помогает движение в том же направлении левой руки

toriкоторая находится под локтем uke. 4. Левой рукой tori выполняет

sankajo 5. Начав сильно тянуть правую руку uke левой рукой, правой рукой

tori