Гозо Шиода

Динамическое айкидо

Вращательное движение tori в направлении влево дает

возможность выполнить прием всем корпусом, стр. 137. а не просто одной ру-

кой, и любая попытка uke продолжить движение в направлении предполагавше-

гося бегства приведет только к более быстрому действию Kote-gaeshi.

Как только равновесие uke нарушено, tori может нанести atemi в откры-

тую челюсть uke (5 и 6) или используя удар tagetana по боковой стороне шеи

uke, просто бросить его в стену (7). стр. 138. 3. Shiho-nage 'бросок на

четыре стороны' Это почти учебный вариант Shiho-nage (стр. 48,49).

Uke захватил оба запястья tori. В момент захвата tori вытягивает паль-

цы (эта реакция должна быть автоматической при постоянной отработке базо-

вой техники). Tori захватывает правое запястье uke сиоей правой рукой (2).

Поворот tori и движение ее рук точно соответствуют описанным выше (стр.

50, 51).

Заметьте, что захват руки uke и начало поворота tori должны выполнять-

ся одновременно. стр. 139

В этой ситуации предполагается, что uke , захватывая запястья tori,

одновременно толкает ее, заставляя двигаться назад, или поворачиваться как

описано выше, чтобы сохранить равновесие. В случае отсутствия попытки вы-

вести tori из равновесия uke чувствителен к atemi и в применении Shiho-

nage нет ни пользы ни необходимости. стр. 140 Nikajo osae 'второй способ

контроля'

Вот пример одного из вариантов Nikajo osae

При захвате за талию сзади tori нужно сначала ослабить хватку uke (2).

Tori бьет по тыльной стороне кисти uke (примерно по ее центру) вторым сус-

тавом среднего пальца. Боль заставит uke ослабить хват, после чего наибо-

лее эффективным захватом, который сможет использовать tori, будет приводя-

щий к Nikajo osae. стр. 141

Как только tori делает полшага вперед и поворачивается лицом к uke,

она попадает в позицию, показанную на рис. 2 стр. 76 и далее с этого мо-

мента движение соответствует базовому katate-mochi Nikajo osae (стр. 76,

77), за исключением того, что как только uke вынужден упасть на колени,

tori наносит atemi коленом ему в лицо, поскольку не хватает места, чтобы

закончить базовое движение и перейти к полному контролю uke. стр. 142 5.

Nikajo osae 'второй способ контроля'

Вот пример, когда базовая техника может быть использована без измене-

ний - см.kata-mochi nikajo osae (стр. 84, 85). Большое преимущество этой

техники - возможность использования при органиченном пространстве.

Следует подчеркнуть два момента. Важно нанести удар atemi в момент за-

хвата uke с целью не столько повредить ему, но скорее на короткое время

напугать. При этом движении его равновесие должно быть нарушено, и это де-

лается за счет попытки взглянуть вверх на tagetana правой руки tori (3)

поэтому нужно не упустить момент этого движения вверх после удара, чтобы

начать толкать uke на колени.

Опять же, если не поднять локоть uke дальнейшее движение вниз будет

неэффективным.

стр. 144 Sankajo Osae 'третий способ контроля

Вот случай прямого применения Sankajo.

Tori снимает захват uke разводя локти и опуская корпус (сгибая колени,

но не наклоняясь в талии).Повернувшись, она наносит atemi локтем в солне-

чеое сплетение uke и берет его левую руку. Ясно, что такой захват выглядит

наиболее естественным в такой позиции (3) и одновременно оказываетсн иде-

альным для Sankajo.

С #того момента движение соответствует базовому (стр. 93), за исключ-

нием того, что при ограниченном пространстве лучше бросить uke в стену,

чем класть на землю и контролировать. стр. 145 Обратите вниание на переме-

щение ног tori при двиении. Она делает подшаг вперед левой ногой, одновре-

менно вынося вперед запястье uke (4),Поднимая его выше она делает еще один

подшаг левой ногой и поворачивается на правой ноге (5), наконец, бросая

uke от себя, она делает шаг вперед правой ногой (6). Еще раз, однако, нуж-

но отметить, что при достаточном уровне отработки базовой техники ноги бу-

дут двигаться естественно. стр. 146 Sankajo Osae '3 ий способ контроля'

Вот другой пример Sankajo (стр. 88). Когда рука tori обхватывает плечо

uke, #то дает идеальную возможность хвата, предшествующего Sankajo. Выпол-

нив захват, tori сразу же начинает опускать корпус (держа спину прямо) и

поворачивается (2,3).

Обратите внимание на положение ног tori при выключнии запястья uke.(4)

На фото 4 а,b,с показано положение рук tori с разных сторон в этот момент.

стр. 147 Равновесие uke в этот момент нарушено настолько сильно, что как

только tori перемещает свою левую руку на плечо