Гозо Шиода

Динамическое айкидо

'замок локтя' Что такое Hiji-jime?

Hiji-jime-это техника, в которой выполняется давление на сустав в на-

правлении, противоположном естественному сгибу, то есть техника, относя-

щаяся к типу gyaku (что в примерном переводе означает 'замок'). Не все

приемы айкидо, включаюшие сгибание суставов, относятся к gyaku. Kime-это

сгибание сустава в направлении естественного сгиба, но чуть больше, чем в

норме. Все разновидности описанных выше nikajo и sankajo, а также

об`ясняемой ниже техники kote-gaeshi, относятся к kime. * Нужно запомнить

следующие моменты#

В Hiji-jime рука uke выпрямлена, его кисть крепко удерживается, и дав-

ление на локоть производится за счет всего веса тела. На фотографиях tori

защищается от удара, который uke направляет ему в голову, с помощью

tegatana, раскрывает корпус вправо, отводит руку uke вниз и далее по кру-

гу, выпрямляет его локоть, ловит кисть и делает большой шаг вперед правой

ногой, чтобы затем перенести вес тела вперед, надавливая на локоть uke.

стр. 116-117 1.Mune-mochi Hiji-jime (B) 'Хват за грудь$ замок локтя'

Когда uke хватает tori за отворот кимоно и толкает, tori раскрывается

вправо, вращаясь на колене, и ловит локоть uke под свою левую руку. 1. Оба

партнера в положении seiza. Uke правой рукой хватает отворот кимоно tori c

левой стороны. Tori отодвигается налево и наносит atemi правой рукой, од-

новременно захватывая левой рукой правое запястье uke снаружи. 2. Вращаясь

на левом колене, tori поворачивается почти на 180 вправо, захватывая ло-

коть uke под свою левую руку. Левая рука tori давит на тыльную сторону

кисти uke. * локоть uke должен быть крепко зажат под рукой tori. 3. Держа

запястье uke обеими руками, tori продолжает поворот вправо (до 180 о от

исходного положения), переводя uke на ковер за счет движения вперед. 4-5.

Выводя вперед правое колено и поворачиваясь лицом к uke, tori тянет руку

uke к себе с одновременным давлением вниз. * Держать запястье uke прижатым

к груди. стр. 118-119 Kokyu-ho 'Дыхательный метод' Что такое Kokyu-ho?

В обычном разговоре японцев можно часто встретить слова 'kokyu ga au',

означаюшие единый настрой двух людей. Это качество очень важно в практике

айкидо# при настройке на противника легче победить его, а при отсутствии

настройки невозможно выгодно использовать ошибки в его защите. Иными сло-

вами, настройка на противника - основа айкидо$ умственный настрой означает

настрой силы.

Kokyu-ryoku ('дыхательная сила'), включающая shuchu-ryoku - умение

концентрировать силу в определенной точке тела, может быть развита при ре-

гулярной длительной отработке определенных приемов. Один из таких приемов

описан ниже. Он называется suwari-ryote-mochi Kokyu-ho. * Нужно запомнить

следующие моменты#

Оба партнера в положении seiza. Синхронизируя свое движение с тянущим

движением uke, tori поднимает обе руки над головой, смещая центр тяжести

uke вверх, укладывет uke на ковер и удерживает за счет 'активной концен-

трации силы'.

Эта техника полезна для тренировки синхронности движений, концентрации

силы и, особенно, контроля противника за счет Kokyu-ryoku и активной кон-

центрации силы.

Как уже было сказано выше, suwari waza - это базовая техника, предна-

значенная для укрепления таза, ее регулярная отработка улучшает tachi

waza. стр. 120-121 1.Kokyu-ho 'Дыхательная техника'

Когда uke тянет tori за обе руки, tori поддается этому движению, дела-

ет толчок впереди вверх, как бы поднимая меч, и рубяще движение по диаго-

нали влево, бросая uke на правый бок. Эта техника дает основу для развития

умения направлять силу вдоль одной устойчивой линии, связывающей ноги,

корпус и руки. 1. При исходном положении seiza обоих партнеров uke захва-

тывает снаружи оба запястья tori и тянет. Tori усиливает движение uke,

резко двигая руки вперед и вверх, как бы поднимая меч. 2. Поднримая руки и

опираясь на пальцы ног, tori выпрямляет корпус и начинает выводить uke из

равновесия за счет движения вбок. * При толчке поток силы должен быть на-

правлен от ног через колени, таз, верхнюю часть корпуса и руки. Кроме то-

го, при толчке таз на должен сильно отрываться от пяток. 3. Двигая свое

левое колено влево, tori делает рубящее движение вниз в левую сторону

обеими руками. 4. За счет толчка и рубящего движения вниз двумя руками

tori полностью выводит uke из равновесия, заваливая его назад. * Нельзя

допускать, чтобы руки сгибались, рубящее движение должно выполняться за

счет tegatana. 5. В тот момент, когда