Гозо Шиода

Динамическое айкидо

спина uke касается ковра, tori выво-

дит вперед правое колено и наваливается на uke. 6. Подправив свою стойку

(до положения максимальной устойчивости) tori выполняет контроль uke за

счет 'активной концентрации силы' стр. 122-123 Tenchi-nage 'Бросок неба и

земли' Что такое Tenchi-nage?

Эта техника аналогична ryote-mochi kokyu-ho, за исключением того, что

одна рука двигается вверх, в вторая - вниз, отсюда 'небо и земля'.

Когда uke хватает оба запястья tori и пытается тянуть их в разные сто-

роны, tori поддается этому движению, усиливая его за счет добавления соб-

ственной силы (и kokyu-ryoku) с целью нарушить стойку uke и бросить его.

На фотографиях tori круговым движением поднимает правую руку над головой,

иб поднимая изнутри левую руку, заводит правую руку uke назад. Используя

правое плечо uke как центр вращения, tori делает круговое движение левой

рукой, заводя правую руку uke назад$ одновременно, tori выводит левое ко-

лено по диагонали влево. Теперь центр тяжести uke смещен вверх, как у те-

леги, потерявшей опору на два колеса, и в этот момент tori резко выносит

правую руку вперед-вниз круговым движением и делает резкое движение вперед

левой рукой, бросая uke на спину. Затем tori ставит свое правое колено

сбоку от uke и контролирует его как в kokyu-ho (однако, руки tori должны

быть разведены чуть больше, чем в kokyu-ho).

* Важно запомнить следующие моменты#

Тренировка всех приемов айкидо развивает kokyu-ryoku, но особенно эф-

фективна в этом отношении именно техника tenchi-nage. Как подразумевает

название, правая рука должна тянуться к небу, а левая - стараться достать

до земли. стр. 124-125 1. Ryote-mochi Tenchi-nage 'Захват обеих рук, бро-

сок с неба на землю' Tori толчком двигает одну руку вверх, а вторую вниз,

изменяя направление движения uke и бросая его назад. 1. Из hidari-gyaku-

hanmi uke двигается вперед и захватывает оба запястья tori. Tori делает

шаг вперед-влево левой ногой и, толкая левой рукой вниз, а правой верх,

поднимает изнутри левую руку uke. 2. Перенося вес своего тела на левую но-

гу, tori делает сильное маховое движение вниз левой рукой и по кругу верх

правой рукой, заваливая uke направо-назад. 3. Выведя uke из равновесия,

tori сразу делает большой шаг правой ногой по дуге за uke, заводя uke еще

дальше назад. 4. Теперь центр тяжести uke смещен вверх и чтобы бросить

его, tori опускает правую руку вниз круговым свободным движением и делает

дажа более сильный мах левой рукой влево от себя. 5. Tori переносит вес

своего тела вперед и из этого положения, почти обхватывая обеими руками

uke, резко двигает его по диагонали влево, завершая бросок. * Расставить

ноги достаточно широко, чтобы положение корпуса было устойчивым. стр. 126-

127 Kote-gaeshi 'Скручивание кисти наружу' Что такое Kote-gaeshi?

Обычно говорят, что новичкам, начинающим заниматься айкидо, достаточно

иметь силу, соответствующую способности поднять около 8 кг. Это так пото-

му, что поднимать противника перед броском не требуется, и особых усилий,

чтобы положить его на землю, также не нужно. Разработанные приемы доста-

точно сильны при небольших затратах собственной силы.

Хороший пример этого - техника Kote-gaeshi, в которой нарушить равно-

весие противника и свалить его на землю можно только за счет поворота его

кисти в наружную сторону. Иными словами, действуя на слабое место, каким

является запястье, можно подчинить себе и контролировать все тело uke.

На фоторгафиях когда uke захватывает запястья tori, tori перехватывает

левую кисть uke снизу, освобождает свою левую руку и затем давит точно

вниз на тыльную сторону кисти uke tegatana левой руки. За счет этого про-

изводится бросок uke (если он не упадет, его запястье будет сломано). За-

тем tori перехватывает кисть uke левой рукой и, взяв локоть uke, перевора-

чивает его на живот за счет перемещения руки uke вдоль по направлению к

его лицу. * Выжно запомнть следующие моменты# Применяя замок запястья uke

не допускать захвата правого запястья uke левой рукой tori$ всегда исполь-

зовать ладонь или tegatana. Это связано с тем, что захват запястья ограни-

чивает собственные движения, а открытая рука свободнее и может двигаться

быстрее. Это один из основныхмоментов айкидо, справедливый для всех вари-

антов техники. стр. 128-129 1.Ryote-mochi Kote-gaeshi 'Хват за обе руки,

скручивание кисти наружу'

Когда uke захватил оба запястья tori, tori, действуя на одну из рук

uke, применяет kote-gaeshi, кладет uke на землю