Гозо Шиода

Динамическое айкидо

Динамическое айкидо

Гозо Шиода

(перевод с японского на английский язык Джеффри Гамильтона)

Содержание

Предисловие

Предисловие переводчика

История айкидо

Раздел 1. Природа айкидо

Раздел 2. Стойки и перемещение

Раздел 3. Базовая техника

Shiho-nage ('Бросок на 4 стороны')

Ikkajo Osae ('1ый способ контроля')

Nikajo Osae ('2ой способ контроля')

Sankajo Osae ('3ий способ контроля')

Yoankajo Osae ('4ый способ контроля')

Sokumen-irimi-nage ('Бросок боковым входом')

Shomen-irimi-nage ('Бросок встречным входом')

Hiji-jime ('Замок локтя')

Kokyu-ho('Дыхательная техника')

Tenchi-nage ('Бросок неба и земли')

Kote-gaeshi ('Скручивание кисти наружу')

Раздел 4. Практическое применение

Словарь терминов

Предисловие

Цель этой книги - изложить основы айкидо в форме учебного пособия для

начинающих. Описываемые приемы, включающие основные базовые движения, вы-

браны из ежедневно используемых в учебном центре Tokyo Yoshinkan.

Я старался, по возможности, дать простую классификацию приемов и опи-

сать их простым понятным языком. Однако, многие моменты в айкидо, как и во

всех японских боевых искусствах, не могут быть адекватно об`яснены словами

и фотографиями. Но, хотя эта книга ни в коем случае не сможет заменить

квалифицированного учителя, я надеюсь, что она будет полезным дополнитель-

ным пособием при индивидуальном обучении.

Я очень благодарен Сейши Терада, Такаши Кушида, Киоиши Иноуе, всем ин-

структорам центра Yoshinkan, которые на фотографиях изображают моих про-

тивников, а также тем ученикам, которые тоже тратили на это время и энер-

гию. Я также признателен своим старшим коллегам и деректорам центра за по-

мощь и советы по подготовке этой книги. Наконец, я должен поблагодарить

Джеффри Гамильтона за перевод этой книги на английский язык и составление

раздела по практическому применению.

Гозо Шиода

Предисловие переводчика

Поскольку эта книга исходно предназначена для читателей-японцев, она

подразумевает знание основ истории и культур Японии. Более того, для опи-

сания техники японских боевых искуств используетя определенная терминоло-

гия, которая может быть понята или угадана большинством японцев, но не

имеет смысла в прямом переводе.

Следующие пояснения написаны с целью объяснить или уточнить некоторые

из этих моментов для западного читателя.

САМУРАИ: Еще всего около 100 лет назад Япония была феодальной страной.

Земля была разделена на отдельные владения, а общество - на 4 устойчивых

слоя. Низшими были купцы, над ними - ремесленники, затем фермеры и, нако-

нец, класс воинов - самураи.

Самурай работал на помещика-феодала. За получаемую плату от него тре-

бовалось защищать своего хозяина и , если нужно, умереть за него. После

1600 г. гражданской войны в Японии не было, и в следующие два с половиной

века самураи как класс были в основном связаны с управлением, однако, их

обязанности по-прежнему включали практику боевых искусств (именно в этот

период эти искусства были разделены по направлениям и классифицированы), а

также основы самодисциплины и философии, в частности системы дзэн.

ПУТИ: Исходным Японским словом для обозначения боевых искусств было

bujutsu- первая часть 'bu' означает 'военный', вторая 'jitsu' значит 'ис-

кусство'. После окончания феодального периода в Японии (с 1860-х гг.) эти

искусства изучались меньше с точки зрения практического применения и боль-

ше внимания стали уделять элементам философии. Это изменение отразилось в

замене второй части названия на 'do', что имеет абстрактное значение

'путь' в смысле, подразумеваемом в системе дзэн, то есть практика, ведущая

к просветлению. Так, kenjitsu стало называться kendo, kyujitsu - kyudo, и

т.д. стр.10

АЙКИДО: Основной принцип айкидо- 'настройка' на противника, позволяю-

щая предчувствовать его намерения и делающая возможным выгодное использо-

вание его движения. Этот принцип дал айкидо его название: 'ai' значит

'встретить', 'ki'- дух, и 'do' - 'путь' в философском смысле объясненном

выше.

Айкидо и меч: В объяснении приемов айкидо постоянно упоминается ис-

пользование меча. Следует сказать, что имеется в виду японский меч, кото-

рый обычно держат двумя руками и направляют прямо вперед корпуса, при этом

руки находятся на уровне солнечного сплетения, а плечи и таз развернуты по

отношению к противнику.

При ударе в kendo (японская техника) движение начинается с таза. Когда

меч поднят ( а именно это положение наиболее часто упоминается в айкидо)

создается