Гозо Шиода

Динамическое айкидо

и контролирует. 1. Из

hidari-ai-hanmi uke хватает запястья tori. Tori сразу отводит назад левую

ногу и соединяет руки вместе, ладонь к ладони. 2. Tori поворачивает свою

левую руку ладонью вверх, одновременно захватывая снизу левое запястье

uke. 3. С движением поперек направления большого пальца uke,

toriосвобождает левую руку, поворачивает кисть uke в наружную (по отноше-

нию к uke) сторону, т.е. от себя, и надавливает tegatana левой руки на

тыльную сторону кисти uke. 4. Сильно надавив на кисть uke, tori делает

большой шаг вперед правой ногой впереди uke. 5. В этом положении tori еще

сильнее закручивает кисть uke, бросая его. * При скручивании кисти uke

держащая запястье правая рука и tegatana свободной левой руки должны дви-

гаться синхронно. 6. Как только uke падает, tori, сохраняя хват запястья

uke, двигается в левую сторону, перехватывает запястье uke левой рукой и

берет правой рукой локоть uke. Фиксируя захват локтя, он поворачивает uke

лицом вниз. 7. Tori переводит uke в положение полного контроля, сильно

вдавливая руку uke в его плечо. стр. 130-131 2. Shomen-tsuki Kote gaeshi

'Прямой удар кулаком$ скручивание кисти наружу'

Uke атакует, собираясь ударить спереди, Раскрываясь на 90 влево, tori

отводит удар, захватывает запястья uke и побеждает его, применяя Kote-

gaeshi. 1. Из hidari-gyaku-hanmi uke пытается ударить tori правым кулаком

в живот. Вращаясь на левой ноге, tori отводит правую ногу назад под углом

90 и за счет tegatana левой руки усиливает движение руки uke вперед. 2.

Перенося свой вес с левой ноги на правую, tori разворачивает верхнюю часть

корпуса по часовой стрелке на 180 , отводя кисть uke направо от себя. 3.

Как только равновесие uke нарушается, tori разворачивается обратно (на 180

против часовой стрелки), применяет kote-gaeshi и, раскрываясь шагом правой

ногой вправо, наносит atemi. 4. Tori делает шаг вперед правой ногой и бро-

сает uke, усиливая давление на его запястье. 5. Положив uke лицом вниз,

tori контролирует его, сгибая точно вниз кисть и локоть. * Движение сходно

с выполняемым в ryote-mochi kote-gaeshi, за исключением того, что кисть

сгибается вперед. стр. 132 Раздел 4. Практическое применение В предыдущих

разделах рассматривались наиболее часто используемые базовые приемы айки-

до. Их изучают в виде форм, и это дает уверенность, что после повторных

тренировок все важные элементы движений будут выполняться рефлекторно.

Как только эта стадия будет достигнута - не раньше - использование

приемов в различных положениях и ситуациях станет не только возможной, но

и естественной реакцией. Поэтому, бесполезно рекомендовать определенный

способ защиты, например, при нападении человека с ножом. Вряд ли даже экс-

перт сможет сказать что бы он сделал в определенной ситуации$ его реакция

будет инстинктивной, а выполнение приемов - автоматическим. Однако, каким

бы бесполезным не считал ученик повторение того, что часто выглядит просто

отдельными движениями, он должен помнить, что это единственный способ дос-

тичь уровня подготовки, который когда-нибудь может спасти ему жизнь (на

фото справа прием kokyu-nage)

стр. 134 1. Ikkajo osae 'Первый способ контроля'

Здесь расматривается пример, когда может быть использован прием ikkajo

(стр. 62). Tori хватает руку uke сразу, как только чувствует, что у него

из кармана вытаскивают бумажник. Очевидно, он не может знать, какой прием

собирается использовать, пока не почувствует тип захвата руки uke. В дан-

ном случае подготовка подсказывает ему, что положение наиболее естественно

для выполнения ikkajo.

Tori поворачивается лицом к противнику и оказывается в знакомом поло-

жении (фото 2, kata-mochi ikkajo osae (a), стр. 68) стр. 135

В рассматриваемой ситуации места недостаточно, чтобы положить uke на

землю, но это и не нужно. Как только равновесие uke нарушено за счет толч-

ка левого локтя в направлении к голове, tori может сильно ударить его о

стену.

Заметьте, что большой палец tori находится под локтем uke (4a) и сила

движения направлена от таза tori (5). стр. 136 2. Kote-gaeshi 'скручивание

кисти наружу'

Возьмем ту же ситуацию, что и в предыдущем случае, только на этот раз

представим себе, что uke использует правую руку, чтобы вытащить кошелек-

возможно, с целью быстро скрыться в направлении направо от камеры.

Опять tori инститнктивно хватает руку uke но в этом случае рука tori

естественным образом попадает в идеальное положение для выполнения кote-

gaeshi (стр. 128).