Карлос Кастанеда

Сказка о силе (Часть 2)

настоящая экскурсия в неизвестное. Прошлой ночью ты испытал невыразимое

- нагваль. Твой разум не может бороться с физическим знанием, что ты

являешься безыменным клубком ощущений. Твой разум в этой точке может даже

признать, что есть другой центр - воля, через который невозможно судить, или

оценивать, или использовать необычные эффекты нагваля. Твоему разуму,

наконец, стало ясно, что нагваль можно отражать через волю, хотя его никогда

нельзя объяснить.

Но затем приходит твой вопрос. Где я находился, когда все это имело

место. Где было мое тело? Убеждение в том, что есть реальный ты, является

следствием того факта, что ты перекатил все, что у тебя было поближе к

разуму. В данный момент твой разум признает, что нагваль невыразим не

потому, что доказательства его убедили в этом, но потому, что признавать это

для него безопасно. Твой разум на безопасной земле. Все элементы тоналя на

его стороне.

Дон Хуан сделал паузу и осмотрел меня. Его улыбка была доброй.

- Пойдем к месту предрасположения дона Хенаро, - сказал он отрывисто.

Он поднялся, и мы пошли к тому камню, на котором мы разговаривали два

дня назад. Мы удобно уселись на тех же самых местах, прислонившись спинами к

камню.

- Постоянной задачей учителя является делать все, чтобы разум

чувствовал себя в безопасности, - сказал он. - я трюком подвел твой разум к

тому, что он поверил, будто бы тональ понятен и объясним. Мы с Хенаро

трудились для того, чтобы дать тебе впечатление, будто бы только нагваль

находится за границами объяснения. Доказательством того, что наши маневры

были успешными, является то, что в настоящий момент ты, несмотря на все,

жив.

Через что прошел, считаешь, что есть еще какой-то участок, который ты

можешь назвать своим собственным, своим разумом. Это мираж. Твой драгоценный

разум является только центром сбора, зеркалом, которое отражает все то, что

находится вне его. Прошлой ночью, ты был свидетелем не только неописуемого

нагваля, но также неописуемого тоналя.

Последний пункт объяснения магов говорит, что разум просто отражает

наружный порядок и что разум ничего не знает об этом порядке. Он не может

объяснить его так же, как он не может объяснить нагваль. Разум может только

свидетельствовать эффекты тоналя, но никогда он не сможет понять его или

разобраться в нем. Уже то, что мы думаем и говорим, указывает на какой-то

порядок, которому мы следуем, даже не зная, того как мы это делаем, или

того, чем является этот порядок.

Тогда я привел идею исследований западного человека в работах над

мозгом и над возможностью объяснения того, чем этот порядок является. Он

указал, что все эти исследования сводятся к тому чтобы признавать, что

что-то происходит.

- Маги делают то же самое своей волей, - сказал он. - они говорят, что

через волю они могут быть свидетелями эффектов нагваля. Я могу добавить

теперь, что через разум, вне зависимости от того, что мы делаем или как мы

это делаем, мы просто свидетельствуем эффекты тоналя. В обоих случаях нет

никакой надежды когда-либо понять или объяснить, чему именно мы являемся

свидетелями.

Прошлой ночью ты в первый раз взлетел на крыльях своего восприятия. Ты

был еще очень боязлив. Ты отправился только в полосу человеческих

восприятий. Маг может использовать эти крылья, чтобы коснуться других

ощущений.

Например, вороны, койота, сверчка или порядка других миров в этом

бесконечном пространстве.

- Ты имеешь в виду другие планеты, дон Хуан? - Конечно, крылья

восприятия могут унести нас в удаленнейшие пространства нагваля или в

невообразимые миры тоналя.

- А может ли маг, например, отправиться на луну? - Конечно, может, -

ответил он. Но он не сможет оттуда принести мешок камней. Мы посмеялись и

пошутили об этом, но его заявление было сделано с совершенной серьезностью.

- Мы прибыли к последней части объяснения магов, - сказал он. - прошлой

ночью мы с Хенаро показали тебе две последние точки, которые образуют

целостность человека - нагваль и тональ. Я однажды говорил тебе, что эти

точки находятся вне нас и в то же время, это не так. Это парадокс

светящегося существа. Тональ каждого из нас является просто отражением того

неописуемого и неизвестного, что наполнено порядком. Нагваль каждого из нас

является только отражением