Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 2)

употребляются в системе йоги. Этот факт

свидетельствует о том, что некоторые элементы йоги были известны в те

времена. Поэтому мы можем сделать небезосновательное заключение, что

систематическое самоуглубление с помощью особых, разработанных

методов, практиковалось в Индии пять тысяч лет назад', (проф.

У. Норман Браун 'Бюллетень Американского Совета Ученых Обществ').

/22/ После ухода Парамханса его главный ученик Раджарши Джанакананда

(мистер Джеймс Дж. Линн) даровал Йогананде глубоко заслуженный титул

Премаватары, или воплощения любви. (Примечание издательства).

Глава 36. Интерес Бабаджи к Западу.

--Учитель, а вы встречались когда-нибудь с Бабаджи?

Разговор происходит в Серампуре. Стоял тихий летний вечер. Огромные

тропические звезды сияли над нашими головами. Я сидел подле Шри

Юктешвара на балконе третьего этажа его обители.

--Да,--улыбнулся учитель моему прямо вопросу, и глаза его загорелись

почтением.--Трижды я созерцал бессмертного гуру. Наша первая встреча

произошла в Аллахабаде во время Кумбха Мела.

Так называются большие религиозные праздники, существующие в Индии с

незапамятных времен. Они пробуждают в широких массах постоянное

внимание к духовным целям. Миллионы правоверных индуистов собираются

каждые шесть лет, чтобы повстречаться с садху, йогинами, свами и

аскетами. Многие отшельники никогда не покидают своих уединенных

жилищ, но во время 'Мела' они делают исключение из этого правила и

одаряют своими благословениями присутствующих мирян.

'Во время встречи с Бабаджи я не был свами,--продолжал Шри

Юктешвар.--Но я уже получил посвященные в крийа от Лахири Махасайа, и

он посоветовал мне посетить 'мела', которая состоится в январе 1894 г.

в Аллахабаде. Это было мое первое посещение кумбха, и я ощущал

некоторую растерянность в шуме и волнениях толпы. Всматриваясь в лица,

я не видел ни одного просветленного учителя. Перейдя мост через Гангу,

я приметил нищего с чашей для подаяний.

'Весь этот праздник--не что иное как хаос, шума и нищеты,--подумал я в

разочаровании.--Наверное, западные ученые, терпеливо расширяющие

пределы знания для практического блага человечества, ближе к Богу, чем

эти лентяи, которые избрали религию своей профессией, а думают только

о подаянии'.

Нить моих размышлений о специальных реформах внезапно прервал высокий

саньяси. Он остановился передо мной:

--Господин,--сказал он,--вас зовет один святой.

--А кто он такой?

--Подойдите и посмотрите сами.

Не без колебаний последовав этому лаконичному совету, я вскоре

оказался у дерева, под ветвями которого нашел себе убежище гуру с

приятной группой учеников. Учитель весьма необычного вида, с темными

блестящими глазами, поднялся и приветливо обнял меня.

--Приверт вам, свамиджи,--произнес он ласково.

--Господин,--сказал я подчеркнуто,--ноя совсем не свами.

--Те, кому я, по указаниям свыше, даю титул свами, никогда его не

отбрасывают.--Святой обращался ко мне простоЮ но в его словах

чувствовалась глубокая убежденность в истине. Внезапно я ощутил, что

меня залила волна духовной благодати. Радуясь такому неожиданному

возвышению в члены древнего монашеского ордена /1/, я склонился к

ногам этого ангелоподобного существа в человеческом облике, так

почтившего меня.

Бабаджи, ибо в действительности это был он, указал мне место под

деревом около него. Святой был молод, силен и был похож на Лахири

Махасайа, однако это сходство не бросилось мне в глаза, хотя я не раз

слышал о необыкновенном сходстве этих двух великих учителей друг с

другом. Бабаджи свободно читает любые даже самые тонкие мысли,

возникающие в уме человека. По-видимому, великий гуру желал, чтобы я

вел себя в его присутствии совершенно естественно, не сковано.

--Что вы думаете о Кумбха Мела?

--Я был глубоко разочарован, господин,--ответил я, но тут же поспешил

прибавить,--но только до встречи с вами, господин. Мне как-то кажется,

что святость несоовместима с этой толпой.

--Дитя,--молвил учитель (хотя внешне он выглядел почти вдвое младше

меня),--не осуждай целое за ошибки многих. Все на земле имеет

смешанный характер, подобно смеси сахара с песком. Будь как мудрый

муравей, который берет только сахар и оставляет песок нетронутым. Хотя

многие сажду еще в дебрях заблуждений, все же 'мела' благословенна

немногими просветленными.

Имея в виду мою встречу с этим возвышением учителем, я быстро

согласился с ним.

--Господин,--пояснил я,--я только что думал о ученых Запада, которые

по своему интеллекту стоят значительно