Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 2)

Ямы /2/.

--Гуруджи, вы смеетесь надо мной! Я не понимаю. Объясните, пожалуйста,

в чем моя ошибка.

--Дважды говорил я тебе, что Рама выздоровеет, однако ты не мог

полностью поверить мне,--объяснил Лахири Махасайа.--Я не хотел

сказать, что доктора могут исцелить его, я сказал только, что они

присматривают за ним. Я не желал вмешиваться в дела врачей, ведь им

тоже нужно жить.

Голосом, венящим от радости, гуру добавил: 'Всегда знай, что

всемогущий Параматман /3/ может исцелить любого человека с доктором

или без него!'

--Я вижу свою ошибку,--промолвил я покаянно.--Теперь я убедился, что

простое ваше слово связано со всей Вселенной'.

Когда Шри Юктешвар закончил этот внушающий благоговение рассказ, один

из юных учеников Ранчи задал вопрос, вполне понятный в устах ребенка:

--Господин,--сказал он,--но зачем же ваш гуру послал касторовое масло?

--Дитя, применение масла не имело особого значения. Поскольку я ожидал

чего-нибудь материального, Лахири Махасайа избрал стоявший вблизи

светильник с касторовым маслом в качестве объективного символа, чтобы

пробудить во мне большую веру. Учитель позволил Раме умереть из-за

моих частичных сомнений. Но божественный гуру знал, что раз он

предсказал выздоровление ученика, ему придется избавить Раму даже от

такого необратимого явления, как смерть!

Затем Учитель подозвал меня ближе.

--Йогананда,--промолвил он с необычайной серьезностью,--с самого

рождения тебя окружали ученики Лахири Махасайа. Великий учитель провел

возвышенную жизнь в частичном уединении и совсем не хотел создавать

какую-либо организацию вокруг своего учения. Тем не менее, он сделал

многозначительное предсказание:

'Лет через пятьдесмят после моего ухода,--сказал он,--напишут жизнь

мою, потому что к этому времени на Западе возрастет интерес к Йоге.

Весть Йоги облетит земной шар. Она поможет основать братство людей,

идущих к осознанию Единого Отца'.

--Сын мой, Йогананда,--промолвил Шри Юктешвар,--ты должен вложить свои

силы в эту важную миссию и в описание жизни гуру.

Когда в 1945 году исполнилось пятьдесят лет со времени ухода из жизни

Лахири Махасайа, я завершил подготовку этой книги к печати. И еще одно

совпадение: 1946 год оказался также и годом, открывшим новую

революционную эру--эру атомной энергии. Все серьезные умы, как никогда

прежде, обратились к неотложной проблеме--установлению мира и братства

между народами, дабы продолжающееся употребление физической силы не

уничтожило все человече6ство вместе с его проблемами.

Хотя человечество и все его труды могут бесследно исчезнуть под

воздействием времени или ядерной бомбы, солнце не изменит своего

курса, а звезды не прекратят постоянного бдения. Нельзя остановить или

изменить космический закон, и потому для человека разумно привести

себя в гармонию с ним. Если космос против грубой силы, если солнце не

ведет войн на небесах, а удаляется в должное время, уступая место

скромному свету звезд, что могут нам дать наши бронированные кулаки? И

разве могут они помочь миру? Космоса движет не жестокость, а добрая

воля; достигшее мира человечество узнает бесчисленные плоды такой

победы, более сладкой, чем любая победа, обретенная на земле, залитой

кровью.

Подлинно действенной Организацией Объединенных Наций будет

естественный и не имеющий названия союз человеческих сердец. Для

исцеления от земных горестей важнее не интеллект, а широкая симпатия и

глубокое прозрение; они появятся из постижений основы единства всего

человечества--родства с Божественным. И пусть Йога, наука о личном

единении с Божественным, придет со временем во все страны и ко всем

людям, дабы осуществить идеал--мир через братство в духе.

Индия обладает цивилизацией очень древней, и эта ее необычайная

устойчивость никоим образом не случайна, она следствие преданности

вечным истинам, которые Индия предлагала миру через лучших своих сынов

в каждом поколении. Уже одной длительностью своего существования и

неразрушимостью в течение многих веков Индия дала самый достойный

ответ той проверке, какую ей устроило время.

Библейский рассказ о мольбе Авраама к Господу--пощадить город Содом,

если там найдется хоть десять праведников /4/ и ответ Божества: 'Не

разрушу его ради десяти'. Судьбы Вавилона, Египта и других

могущественных наций, которые когда-то были ее современниками.

Ответ Господа ясно показывает нам, что странажива не материальными

успехами, а человеческими шедеврами. И пусть божественные слова будут

услышаны вновь в двадцатом столетии,