Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 2)

когда человечество едва не

погибло в крови, залившей половину мира: не должен погибнуть ни один

народ, способный дать десять человек, великих в глазах неподкупного

Судьи.

Придерживаясь того же убеждения, Индия доказала, что она весьма

разумно реагировала на бесчисленные уловки времени. Ее мастера

самопознания во все века освящали ее землю. Лахири Махасайа и его

ученики, Шри Юктешвар, появились в мир возвестить, что наука йоги

жизненно важна для счастья человека и долговечности народа.

В течение трех десятилетий я обнаружил в Индии, Америке и Европе

глубокий интерес к освобождающей йоге и ее творцу.

Лахири Махасайа родился 30 сентября 1828 года в благочестивой

брахманской семье очень древнего происхождения. Место его

рождения--деревня Гхурни в найоне Надья, около город Кришнна-гара в

Бенгалии. Он был младшим сыном Муктакаши, второй жены достопочтенного

Рор Мохан Лахири, первая жена которого, родив трех сыновей, умерла во

время поломничества. Мать ребенка скончалась, когда он был еще мал. О

ней известно немного, кроме того знаменательного факта, что она была

ревностной поклонницей Господа Шивы, именуемого в писаниях 'Царем

Йогинов' /5/.

Мальчик (его полное имя--Шьяма Чаран Лахири) провел детские годы в

наследственном доме в Надье. Когда ему было три или четыре года,

окружающие его часто видели, как он сидел в позе йоги, зарывшись в

песок так, что все тело его, за исключением головы, оставалось

скрытым.

Зимой 1833 года поместье Лахири было разрушено, когда протекавшая

вблизи его река Джаланги изменила свое русло и исчезла в водах Ганги.

Вода затопила один из храмов Шивы, построенный семьей Лахири, а также

и их наследственный дом. Какой-то поклонник спас каменное изваяние

Господа Шивы из бурлящих вод и установил его в новом храме, ныне

хорошо известном под названием Гхурни Шива Сите.

Гор Мохан Лахири и его семья покинули надью, поселившись в Бенаресе,

где отец немедленно построил храм Шивы. Он вел семейную жизнь по

распорядку, установленному Ведами, с регулярными церемониалами

поклонения, делами милосердия и изучением священного писания.

Справедливый и откровенный, он, однако, не игнорировал благотворного

потока идей современности.

Маленький Лахири брал уроки Хинди и Урду в Бенаресе, в учебных

группах. Он изучал сансрикт, бенгали, французский и английский языки.

Готовясь к тщательному изучению Веды, юный йогин внимательно следил за

дискуссиями на темы священных писаний, которые вели ученые брахманы, в

том числе пандит по имени Наг Бхата из Махратта.

Шьяма Чаран был добрым, мягким и храбрым юношей; его любили все

товарищи. Обладая правильным телосложением, здоровьем и силой, он

прекрасно плавал, отличался физической силой и ловкостью.

В 1846 году Шьяма Чаран Лахири женился на Шримати Каши Мони, дочери

Шри Дебнараян Саньяла. Образцовая индийская хозяйка, Каши Мони

радостно выполняла свои домашние обязанности, служила гостям и бедным.

Их союз был благословлен двумя сыновьями и двумя дочерями. В возрасте

двадцати трех лет, в 1651 году Лахири Махасайа занял пост бухгалтера

военно-инженерного департамента британского правительства. За время

службы он получил много повышений. Таким образом, он не только достиг

совершенства перед Ликом Всевышнего, но также добился успеха в

небольшой человеческой драме, где он играл скромную роль конторского

служащего.

Несколько раз Военный департамент переводил Лахири Махасайа в свои

отделения в Газипуре, Мирьяпуре, Найни Тал, Данапуре и Бенаресе. После

смерти отца молодой человек взял на себя ответственность за всех

членов семьи. Он купил для них дом в глухом предместье

Бенареса--Гарудешвал Мошулла.

На тридцать третьем году его жизни осуществилось то, для чего он

воплотился на земле. Около Раникхета, в Гималаях Лахири Махасайа

встретил своего великого гуру Бабаджи и получил от него посвящение к

крийа-йогу.

Последнее событие оказалось знаменательным не только для Лахири

Махасайа: оно стало счастливым днем для всего человеческого рода.

Затерянное или надолго исчезнувшее искусство высшей йоги было вновь

выведено на свет.

Как мать Ганга по легенде дала свой божественный лоток иссохшему

подвижнику Бхагиратху, так и небесный поток Крийа хлынул из тайных

обителей Гималаев в запыленные хижины людей.

Примечание к главе 32.

/1/ Иоанн XI, 1, 4.

/2/ Имя бога смерти.

/3/ Буквально 'верховная душа'.

/4/ Бытие XVII, 23--32.

/5/ Одна из ипостасей Верховной Троицы--Брахма, Вишну,

Шива--универсальные функции которых, соответственно,--творение,

сохранение