Лайтман Михаил

Каббала - основные положения

ничтожную деталь, подпадающую под три вышеперечисленных

запрета.

Но не следует думать, что это деление на три части делит на три части саму

Каббалу - нет, каждая часть, каждое слово, понятие, определение попадает

под это деление на три вида сокрытия истинного смысла и постоянно

действует в этой науке.

Однако возникает вопрос - если эта тайная часть Торы настолько глубоко

скрыта - как появились все эти многочисленные сочинения о ней?

Ответ состоит в том, что есть разница между первыми условиями секретности

и последним, поскольку на последний ложится основная часть секретности.

Однако две первые части не находятся под постоянным запретом, поскольку

условие 'Нет необходимости', в зависимости от внешних общественных причин,

оборачивается подчас в 'Необходимое'- с развитием человечества или

получением разрешения свыше, как получили его Рашб'и и Ари, и в меньшей

мере другие, и потому появляются иногда истинные книги по Каббале.

Так вот и я получил знания на этих же условиях - стеречь и скрывать. Но по

причине, объясненной в статье 'Время действовать', оборачивается условие

'Нет необходимости разглашать' в 'Есть необходимость', а потому, раскрыв

одну часть, я однако, обязан хранить две другие - как заповедано мне.

4. СУТЬ КАББАЛЫ

Каббала - этот учение о причинно-следственной связи духовных источников,

соединяющихся по постоянным и абсолютным законам в одну высокую цель -

постижение Творца созданиями, существующими в этом мире.

Согласно Каббале, все человечество и каждый индивидуум обязаны придти к

этой высшей точке постижения цели и программы творения во всей ее полноте.

В каждом поколении находились отдельные личности, которые путем работы над

собой, достигали определенного духовного уровня или, перефразируя, шли по

лестнице, ведущей вверх, и достигали вершины.

Любой материальный предмет - от микрочастиц до макромира - и его действие

управляются духовными силами, которыми пронизана вся наша Вселенная,

лежащая как бы на сетке, сотканной их этих сил.

Возьмем к примеру мельчайший живой организм, вся роль которого состоит

лишь в поддержании в течение некоторого времени своего существования для

создания потомства. Сколько сил и сложных систем в нем функционируют! А

сколько человеческий глаз и опыт еще не уловили?

Помножив их на количество живущих, когда-либо существовавших в нашем мире,

то есть во Вселенной и духовных мирах, мы получим лишь ничтожное

представление о количестве управляющих духовных сил и связей

Многообразие духовных сил можно условно представить себе как две

взаимосвязанные и равные системы, различающиеся только в том, что:

первая исходит от Создателя и развивается сверху вниз

через все миры вплоть до нашего мира;

вторая исходит из нашего мира и идет снизу вверх, согласно

законам, уже развитым и действующим в первой системе.

Первая система в Каббале называется 'Порядок создания миров и сфирот',

вторая - 'Постижения или ступени пророчества и духа'. Вторая система

предполагает, что желающие достигнуть высшей точки обязаны действовать

согласно законам первой системы, что и изучается в Каббале. Но в мире

духовном не время, а чистота духа, мысли и желания - основной фактор

открытия, постижения.

В материальном мире существует много непосредственно не ощущаемых нами сил

и явлений, таких, как электричество, магнитные волны и т.п., но следствие

их действий, их названия знакомы даже детям. И хотя наши знания, например,

об электричестве, ограничены, но мы научились использовать это явление в

каких-то своих целях, и называем его по имени так же естественно, как хлеб

называем хлебом, сахар - сахаром.

Соответственно и в Каббале, все имена как бы дают реальное (предметное)

представление о духовном объекте. Но если вдуматься, то как о духовных

объектах и даже о самом Создателе нет у нас представления, так, совершенно

в той же степени, нет у нас истинного представления о любом, даже

ощущаемом нашими руками объекте, поскольку воспринимаем мы не сам объект, а

нашу реакцию на его воздействие.

Эти реакции дают нам видимость познания, хотя сама вещь, ее суть остается

совершенно скрытой. И более того, даже самого себя нет у нас никакой