Лайтман Михаил

Каббала - основные положения

в силу привычки, сможешь делать

что-то и ради Творца.

А будучи близок таким образом духовно с учителем, получишь его уровень

оценки Творца, что даст тебе возможность сделать хоть что-то ради

Создателя и, таким образом, войти в духовный мир и, приобретя этим чувство

величия Творца, сможешь идти далее - до полного слияния с ним.

Выполняя поручения и делая что-либо для рава с целью сделать ему приятное,

достигает ученик духовного совпадения и получает таким образом его знания,

мысли, а главное, тягу и любовь к Создателю, достаточную для духовного

развития, движения вперед.

Сама же учеба у учителя - всегда с целью получения знаний для себя, и

потому не приводит к духовному сближению. То есть оказывая услуги раву,

постигаем его мысли, а учебой - лишь речи. Но все это при условии, если

услуги раву делаются ради него, а не ради выгоды ученика, в противном

случае - учеба важнее услуг.

Если же окружающее человека общество не возносит Творца на должную высоту,

не позволит это человеку достичь духовного уровня. И также стоит ученику

считать себя самым малым по сравнению с другими, так как сможет таким

образом получить мнение тех, кто принадлежит к нужному ему обществу -

потому и говорится: 'купи себе друга'.

Ведь чем от большего количества людей услышит он мнение, тем с большим

усердием сможет работать над собой, искореняя эгоизм, чтобы почувствовать

Создателя.

Сказано, что каждый человек обязан достичь корень, источник своей души -

то есть конечной целью должно быть полное слияние с Творцом путем

соответствия свойств. Свойства Творца называются сфирот, каждая из которых

выражает определенное духовное понятие - страх, радость, счастье и т.д. И

потому, изучая сфирот, их действия, мы как бы учимся этим свойствам,

сливаемся с ними, как бы соединяемся с высшим Разумом, сливаемся с

Создателем.

И ценность Каббалы в том, что изучая ее, мы познаем путь создания миров и

их управление, а изучая действия Создателя, Его свойства, узнаем, на что

нам надо быть похожими, чтобы соединиться с Ним.

11. ЯЗЫК КАББАЛЫ

У нас нет слов выразить и передать духовные понятия, не связанные

временем, местом, движением, поскольку весь словарь ограничен восприятием

нашего мира. Как трудно подобрать слова и объяснить пережитые чувства не

испытавшему их.

Но как все же можно выразить неуловимое нашими органами чувств, точно

описать и передать друг другу в верном смысле? Ведь если хоть одно понятие

не найдет себе точного соответствия в слове, то пропадет точный смысл всей

науки.

Любой объект и действие в нашем мире берут начало из соответствующего,

определенного объекта в духовном мире. И потому нашли каббалисты верный

путь передачи информации, знаний друг другу, взяв за основу название

предметов и действий (ветвей) нашего материального мира для описания

соответствующих им предметов и действий(корней) в духовном мире.

Язык этот был разработан людьми, достигшими духовных миров еще при жизни в

нашем мире и потому точно знавшими эти соответствия. И потому назвали его

каббалисты языком ветвей.

Отсюда можно понять странные названия в Каббалистических книгах, да и во

всей Торе, описание действий, воспринимаемых нами, как детские сказки или

вовсе нелепые повествования.

И тем не менее, язык этот очень точен, так как есть точное и однозначное

соответствие между корнем и ветвью его, ведь создатели языка находились

одновременно в двух мирах. Поэтому нельзя заменить одно слово другим,

каким бы нелепым оно ни казалось: ветвь должна точно соответствовать

корню.

Понятия, противоположные у нас, имеют в духовном мире один корень. Понять

это можно на примере манны небесной. Она включала в себя все

противоположные свойства одновременно, и тот, кто хотел чувствовать вкус

сладкого - для тех она была сладкой, вкус горького - горькой и т.д.

Это потому, что материальный потребитель воспринимает от духовного

предмета лишь то, что он хочет выделить из бесконечного множества свойств,

сам же духовный предмет включает в себя одновременно все возможные в нашем

мире формы и свойства.

В влиянии на нас Творца есть две стадии. Одна - духовная, в ее простом,

включающем