Лайтман Михаил

Каббала - основные положения

все свойства, виде. Вторая - проходя через наши ощущения,

попадает в область наших чувств и проявляет одно из своих свойств в

соответствии со свойствами ощущающего.

Духовные объекты разделяет не пространство, а их духовные несоответствия

(несхожесть их свойств). И поэтому количество душ, то есть отдельных

духовных объектов, определяет количество отделенных друг от друга

расстоянием личностей. В начале творения была одна общая душа (свет) и

соответствующее ей тело (желание) - Адам. Она сливалась с Творцом и потому

получала максимальное наслаждение.

По своей природе душа - это всего лишь желание получить наслаждение. И

согласно этому желанию душа им наполнилась. Но получив наслаждение, душа

почувствовала стыд. Так чувствует стыд в нашем мире каждый, получающий

подарок или большое одолжение.

Степень ощущения стыда зависит от духовного развития человека. Лишь это

чувство постоянно держит нас в рамках и заставляет следовать мыслям и

законам общества. Оно же лежит и в основе других стремлений - к

образованию, богатству, положению в обществе, почестям.

Душа, почувствовав беспредельно жгучий стыд (соответственно полученному

наслаждению), нашла, что единственный путь избавиться от него - прекратить

получать наслаждение. Но поскольку Создатель желал доставить душе

наслаждение, она согласилась принять его лишь ради Создателя, а не ради

собственного удовольствия. Как и в нашем мире, кушая 'ради мамы', чем

большее наслаждение получает ребенок от еды, тем большее наслаждение он

доставляет матери.

В таком положении душа должна постоянно контролировать количество

получаемого наслаждения, чтобы наслаждаться лишь ради Создателя.

Поскольку невозможно было общей душе в едином порыве преодолеть свое

естественное желание наслаждаться ради себя - так оно было велико! - она

раскололась на мириады осколков - душ - которым легче проводить заданную

работу по искоренению желания наслаждаться ради себя. В этом основа чистых

душ. Темные же души получают наслаждение согласно своему желанию,

пренебрегая чувством стыда.

И так как в духовном мире, где нет расстояния, близость определяется

совпадением действий и мыслей (взаимной близостью, взаимной любовью), то

душа, получающая 'ради Создателя', близка Ему, поскольку они доставляют

друг другу взаимное наслаждение как мать с ребенком.

Близость определяется степенью наслаждения, которое получает душа ради

Создателя. Желание насладиться действует в нас инстинктивно, а желание

избавиться от стыда и наслаждаться ради Создателя идет от нас самих, и

потому требует особых постоянных усилий.

Душа, получающая ради себя, противоположна дающему по намерению, т.е. по

своему духовному действию, в тем большей степени, чем большее наслаждение

эгоистически получает.

Поскольку уменьшение желания приводит к удалению от Создателя, то на

разных уровнях удаления образовались разные миры - вплоть до нашего мира,

где каждой частице общей души дано и определенное время (жизнь), и

повторные возможности (кругооборот душ) для самоисправления.

И рождается человек лишь с желанием получить наслаждение для себя. Все

наши 'личные' желания происходят от системы темных сил, то есть бесконечно

удален человек, и потому не чувствует Создателя (духовно мертв).

Но если в борьбе с собой он приобретает желание жить, думать, действовать

лишь ради других и Творца, то очищая таким образом душу, он постепенно

приближается к Творцу до полного слияния (и по мере приближения чувствует

все большее наслаждение).

Ради этого преобразования души и создан наш мир, а все духовные миры -

лишь ступени на пути к Творцу. Причем слиться с Творцом - задача, цель,

которую возможно осуществить еще при жизни в нашем мире.

Наш мир - самая удаленная от Создателя точка. Избавляясь от желания

удовлетворить лишь себя, мы сближаемся с Ним, и таким образом выигрываем

вдвойне: наслаждаемся от получения наслаждения от Него и от того, что

доставляем Ему наслаждение. Как мы, кушая у мамы, получаем удовольствие от

еды и от удовольствия, доставленного маме.

Заметим, что в то время, как эгоистическое наслаждение ради себя

ограничено продолжительностью жизни и размером желания