Лайтман Михаил

Каббала - основные положения

вопроса об ее источнике?

Каждый человек касается этого вопроса. Поиски цели и смысла существования

индивидуума и всего человечества - центральные вопросы духовной жизни

человека. Начиная со второй половины нашего столетия, мы наблюдаем

возрождение религиозной направленности человечества.

Технический прогресс и мировые катаклизмы, породившие всевозможные

философии, не принесли человеку духовного удовлетворения. Как объясняется

в Каббале, из всех существующих наслаждений нашему миру досталась лишь

одна маленькая искорка, так называемый 'Нэр дакик'. Присутствие ее в

материальных объектах дает нам удовольствие.

Другими словами, все приятные чувства, которые человек ощущает в различных

ситуациях и от различных вещей, объясняются лишь наличием в них этой

искорки. Причем в течение жизни человек вынужден постоянно искать новые и

новые объекты, надеясь получить большие и большие удовольствия, не

подозревая, что все это лишь оболочки, а суть 'Нэр дакик' остается та же.

И чтобы привести человека к получению абсолютного удовлетворения путем

осознания необходимости возвышения духа над материей, существуют в мире

два пути:

1. Путь Торы.

2. Путь страданий.

Путь Торы - это путь самостоятельного и добровольного осознания

необходимости постепенного искоренения эгоизма, когда используется свет

Торы для того, чтобы человек подошел к осознанию эгоизма как зла. Это

часто путь обращающихся к религии - 'хозрей бэ тшува': человек -

совершенно светский, хорошо устроенный, спокойный вдруг начинает ощущать

острую неудовлетворенность: пропадает искорка - 'Нэр дакик'. В своих

обычных занятиях он не находит удовольствия, радости, вкуса к жизни.

Подобным образом в Торе проклят змей: ни в чем не чувствует он вкуса -

любая пища, которая есть у него в изобилии, имеет вкус земли.

Так и в нашем поколении начинает ощущаться духовный голод, именно при

материальном изобилии. И человек начинает искать источник удовлетворения,

путем, подчас тернистым и долгим. Между этими двумя путями и находится

свобода воли. Можно лишь пожелать людям вовремя 'выбрать жизнь', как

советует Тора, а не идти по пути страданий, по которому мы уже прошли в

прошлом.

2. ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ.

Уже долгое время чувство ответственности подталкивало меня к выходу из

моего замкнутого мира, чтобы преподнести читателю хотя бы некоторые

истинные сведения о сути иудаизма, которые раскрываются только в его

основе - тайной науке 'Каббала'.

До возникновения книгопечатания не появлялись книги, поверхностные по

содержанию, поскольку не было смысла платить немалые деньги переписчику за

не пользующийся спросом товар. В то же время знания Каббалы стремились

скрыть от тех, кто недостоин, а не рекламировать наше драгоценное наследие

и тайны - как уважение к Создателю обязывает нас. Поэтому если и появлялись

каббалистические книги - они были истинными.

Однако с изобретением книгопечатания распространилась в мире болезнь

'книгописание', и не требуется более писателям нанимать дорогих

переписчиков для размножения своих книг, и упала цена книги, и открылась

безответственным сочинителям возможность 'делать' книги для удовлетворения

потребностей кармана и в поисках известности. И хоть не годятся подобные

люди ни на что, но многое они все же 'наделали'

И принялись всякого рода 'специалисты', каждый в выбранной им области, за

любое 'стоящее' дело, на котором можно легко добиться славы и богатства. А

есть среди них и такие, кто взяв себе статус и имя 'руководителя

поколения', знающего якобы толк в книгах и потому диктующего обществу -

какие книги важны. Роль подобную брал на себя ранее лишь один из десяти

мудрецов поколения - а сегодня десятки 'мудрецов' сразу

Но в последнее время взялись подобные знатоки и за Каббалу, не учитывая

того, что наука эта закрыта тысячи лет от посторонних, что невозможно

непосвященному понять в ней ни единого слова, не говоря уже о связи слов и

их тайном смысле!

Ведь в истинных каббалистических источниках есть лишь намеки, понятные

только при передачи этой информации непосредственно из уст признанного

преподавателя - каббалиста своему особо подготовленному ученику.