Лайтман Михаил

Каббала - основные положения

языке и написана Тора.

Ступени постижения - последовательные уровни ощущения Творца, составляющие как

бы лестницу от нашего мира вверх. Наинизшая ступень этой лестницы, называемая

'махсом', настолько скрывает от нас все духовные силы, что у человека совершенно

отсутствует всякое их ощущение, и потому источник жизни и ее цель он

пытается найти в своем мире.

Свет в духовных мирах - передача информации, чувств, наслаждений осуществляется

посредством распространения или исчезновения духовной субстанции, называемой

светом (по аналогии со светом в нашем мире, дающем жизнь, тепло и т.д. или свет

мысли, прояснения, просветления).

Право на существование - каждая вещь в нашем мире - хорошее и плохое, и даже

самое вредное - имеет право на существование. Но возложена на нас возможность

исправления и улучшения. Нет ничего лишнего, ненужного. И все для блага человека

в прямом смысле (хорошие вещи) или обратном ('плохие'), чтобы, исправив себя,мы

нейтрализовали их вредное воздействие.

Исправление - Создатель не закончил создание нашего мира. Его дополнение до

совершенного, целого, возложено на нас. Как горек плод в период созревания,

таким видим мы наш мир. Его исправление - наша задача и цель.

Вознаграждение - наслаждение (вкус созревшего плода). В человеческих силах

влиять лишь на самого себя и ни на что внешнее. Поэтому исправление возможно

лишь самоусовершенствованием каждого.

Два пути исправления - путь принятия физических и духовных законов Торы к

исполнению каждым, в первую очередь - любовь, сочувствие к ближнему, называется

путь Торы. Он является предпочтительным и со стороны Творца, поскольку его цель

доставить радость творениям на всех стадиях их существования (горечи плода мы

в таком случае не чувствуем).

Путь страданий - путем проб и ошибок в течение определенного времени (6000 лет)

все равно придти всем человечеством к необходимости исполнения законов Творения.

Каббалист - каждый в нашем мире, кто путем изучения и выполнения законов Торы в

физическом и, особенно, в духовном их смысле, достигает ощущения Творца и Его

действий и развивает себя духовно, именно изучением Каббалы, настолько, что сам

становится частью духовных миров путем духовного соответствия им, со

всеми вытекающими последствиями

Заповедь - свеча, а Тора - свет - есть две стадии выполнения законов Торы.

Первая - воспитательная, когда человек приучается автоматически выполнять 613

заповедей, изучает условия их точного физического выполнения.

Но есть иной уровень выполнения заповедей - духовный: душа человека состоит из

613 желаний. Исправляя каждое из них с ее эгоистического применения 'ради себя'

на альтруистическое применение 'ради Творца', человек получает в каждое

исправленное желание соответствующий этому желанию, заповеди свет Создателя, Его

ощущение,ощущение слияния с Ним. Исправление желаний называется выполнением

заповедей. Свет, получаемый в исправленные желания, называется свет Торы (свет

свечи). Тора - это совокупный свет, который должен наполнить всю исправленную

душу.

Постижение - путем внутренней работы над собой, изучением характера и свойств

духовных объектов. Необходимо предупредить, что речь идет не о психологических

ощущениях типа 'полета', не о фантазиях и внушениях, а о действительном подъеме

в мир, материал которого духовен, то есть выше и вне всяких связей с

человеческим психологическим восприятием.

Наслаждение - возможно, лишь если есть желание и стремление. Желание возможно

при условии, что наслаждение известно. Стремление возможно лишь при отсутствии

наслаждения в данный момент. Кто сидит, не наслаждается от этого, кто не выходит

из тюрьмы, не наслаждается свободой, здоровье может оценить лишь больной.

И желание, и стремление мы получаем от Творца.

Единственно созданное в Творении - чувство недостатка - чего нет в Творце. И чем

больше человек, тем больше это чувство у него. А у детей и простых людей оно

весьма ограничено. Настоящий человек - хочет весь мир - и так до последнего дня.

А мудрый - хочет не только наш мир, но и все другие миры.

Поговорка из Торы: 'Богат - кто удовлетворяется тем, что у него есть' - говорит

о пути исправления, а не о величине желания. Желание и стремление вместе

называются в Каббале кли (сосуд). Само же наслаждение - ор (свет) исходит от

Творца.

Чувство наслаждения - свет входит в сосуд (ощущается сосудом) в зависимости от

соответствия свойств сосуда и света. Чем ближе эти свойства, то есть чем больше

способность сосуда положительно влиять, любить, радовать, и