Лайтман Михаил

Каббала - основные положения

можно приобрести

духовную природу, слиться с духовными мирами - и лишь тогда ощутить все благо

Творца.

Этим путем лишь особые личности (то есть души) могут придти к цели. И потому

дается в Торе еще один путь: 'занимайся постоянно Торой, поскольку находящийся в

ней свет, влияя на душу, преобразует ее в нужном направлении' - путь постижения

сердцем, умом, а не путем физических страданий.

Но свет, наполняющий Тору, влияет лишь на абсолютно верных и преданных

Создателю, верующих в его благие действия. То есть главное в этом пути - вера в

Творца, а она измеряется количеством времени и сил, которые человек отдает, и

задача таким образом сводится к достижению максимальной уверенности в силе,

покровительстве и любви Творца к идущему Ему навстречу. И эту веру человеку

неоткуда получить, разве лишь из Торы, потому и сказано о ней, что Тора -

лекарство от эгоизма.

Сказано в Вавилонском Талмуде - учащийся 5 лет и не достигший нужного - никогда

уже не достигнет. Занятия Торой помогают лишь в случае уважения к Творцу

(богобоязни), что возможно лишь при ознакомлении с бесконечными, могущественными

духовными силами Творца и величием созданного Им. Как сказано царем Давидом:

'Познай Творца,а затем стань Его рабом'.

Потому для обычных людей (душ) занятия общепринятыми частями Торы, говорящими

лишь о путях физического выполнения заповедей, не приносят нужного результата.

Предостерегает Талмуд, что если нет успеха в течение 5 лет, то и не будет, а так

как цель - не учеба, а постижение Творца, то необходимо искать другой путь.

Основная разница между открытой и тайной частями Торы в том, что в последней

изучаются непосредственно действия Творца, и потому свет Торы в ней более

явствен, интенсивен - и может быстро исправить человека.

Тайная часть Торы - Каббала - состоит из 2-х частей: тайной - нигде не

описанной, передающейся устно, и открытой - изложенной во многих книгах.

Последнюю необходимо изучать, и лишь от ее изучения зависит приход Машиаха.

Свет Торы воздействует положительно лишь в том случае, если изучающий ставит

перед собой цель - достичь искоренения эгоизма, слияния с Творцом - в противном

случае, то есть используя Тору не по назначению, он лишь наносит себе неощутимый

и неисправимый вред - духовную смерть.

Невозможно немедленно настроить себя в изучении Торы на нужную цель, но она

должна преследоваться постоянно в процессе учебы. Именно изучая духовные миры и

действия Создателя, легче придерживаться мысли, желания слияния с тем, что

изучаешь.

Ведь наше удаление от духовного мира - есть причина всех болей, невзгод,

страданий и бесцельности! А непонимание управления миром и неощущение Творца

приводит к отдалению от религии: ведь если бы управление миром было бы явным, то

есть вознаграждение или наказание следовали бы немедленно за поступком, то все

были бы праведниками.

Таким образом, единственное, чего не хватает нам, - явного ощущения управления.

Постижение этого проходит по 4 стадиям:

- двойное скрытие действий Творца,

- простое скрытие,

- постижение причины и следствия награды или наказания,

- абсолютное постижение (когда ясно, что все лишь для блага

созданий, как хорошее, так и плохое).

Обычное, начальное состояние человека - двойное скрытие от него Творца, когда он

не видит в мире никаких следствий наличия Создателя - и верит в природу. Когда

же от недостаточного сближения с Творцом человека преследуют несчастья и он

верит, что это следствие его поступков и результат управления Творца, - такое

состояние называется простым сокрытием (в данном случае он верит в преступление и

наказание).

В этих двух состояниях и заключается основная работа человека по сближению с

Творцом, так как ввиду скрытия Творца, существует свобода воли.

И когда в силу веры идет человек навстречу Творцу, стремясь видеть Его в каждом

происходящем действии, то постепенно открывается ему Творец, и ясно видит

человек все причины и следствия управления миром - и уже выполняет заповеди

(искореняет эгоизм), явно видя в этом необходимость и огромную пользу. И ясно,

что уже не может повернуть назад, так как видит, чувствует и предвидит наказание.

И очищая себя далее, достигает уровня абсолютной взаимной любви с Творцом, и,

как следствие этого, достигает абсолютного постижения Создателя - в этом и

состоит конечная цель каждого, и ради нее сотворены все миры и силы, управляющие

ими, и их населяющие.

И указано Торой как призыв: 'Мир свой постигни, узри еще при жизни'. И в этом

вознаграждение за долгий и трудный путь в