Лайтман Михаил

Каббала - основные положения

извлечь из этого выгоду для

себя, а если выгоды для себя не видим, то не в состоянии сделать ни

малейшего духовного или физического движения ради другого.

Действительно, не в силах человек изменить свою природу, суть которой -

абсолютный эгоизм, а тем более преобразовать ее в нечто совершенно

противоположное - то есть творить добро, не получая взамен почета, покоя,

славы, здоровья, денег. И вот поэтому дана нам Тора с ее законами, и нет

другого средства, с помощью которого было бы возможно изменить нашу

природу.

Тело и его органы - одно целое и постоянно обмениваются чувствами и

информацией между собой. Например, если тело чувствует, что какая-то часть

может улучшить общее состояние тела, эта часть тут же чувствует и

выполняет это желание. И в случае, если какая-то часть тела страдает,

немедленно знает об этом все тело и пытается исправить положение.

Из этого примера возможно понять положение человека, вернее его души,

достигшей соединения с Творцом. До облачения в тело душа составляла как бы

одно целое с Создателем. Но облачившись в тело, совершенно отделилась от

Творца вследствие различия характеров Создателя и тела.

То есть, придав душе чувство эгоизма, достиг этим Создатель сотворения

чего-то, кроме себя, поскольку именно разность желаний разделяет объекты

духовного мира. И потому объект (душа) и эгоизм (тело) становятся

отдельной, отдаленной от Творца частью - человеком (как орган, оторванный

от тела). И далеки друг от друга настолько, что совершенно не чувствует

человек своего Творца - до такой степени, что может лишь верить в него.

И потому человек, стремясь к совпадению духовных свойств, достигает

духовного соединения с Творцом (то есть путем выполнения законов Торы,

превратив свой эгоизм, отделяющий его от Творца, в альтруизм - желание

творить добро) и постигает Его мысли и желания. И достигает знания тайн

Торы, так как мысли Создателя - это тайны Торы.

Вся Тора делится на две части - открытую и тайную, и обе - мысли Творца. И

подобна она спасательной веревке, брошенной тонущему среди эгоизма и

материи человеку. Ближайшая к нам часть этой веревки подобна открытой

части Торы, потому как говорит она лишь о фактическом духовном выполнении

законов.

Выполняя заповеди в их духовном смысле, человек как бы подготавливает себя

ко второй, главной стадии - выполнять заповеди, желание Творца совершенно

без какой-либо эгоистической выгоды.

В таком случае возникает духовное слияние выполняющего с Обязующим. И

выполняющий, по мере выполнения, проходит 5 уровней, называемых нэфэш,

руах, нэшама, хая, ехида, каждый из которых состоит в свою очередь из 5, в

каждом из которых также 5, то есть всего 125 ступеней лестницы духовного

возвышения, сближения с Творцом.

Пять основных ступеней этой лестницы именуются мирами, их подступени

именуются парцуфим, их подступени именуются сфирот. Все, находящиеся в

одном мире, чувствуют лишь тех, кто находится с ними в том же мире и не

могут даже представить и почувствовать что-либо из другого мира.

И потому тот, кто достигает определенной из 125 ступеней, постигает все

находящееся там же из прошлых, настоящих и будущих поколений и находится

вместе с ними. Мы в нашем мире, не в состоянии представить или

почувствовать что-либо, существующее на другой ступени, ощутить другие

миры, их населяющие.

Каббалисты на пути приближения к Творцу, достигнув определенного уровня,

мира, могут описывать его в намеках, понятных лишь тем, кто также достиг

того же уровня. Тем же, кто не постиг описываемого уровня, не поможет

чтение этих намеков или, что еще опасней, введет в заблуждение и уведет в

сторону от возможного в последствии правильного понимания.

Как сказано выше, весь путь от нашего мира к Творцу делится на 125

ступеней - уровней, но невозможно до прихода Машиаха преодолеть все 125

ступеней. И есть два отличия всех поколений от поколения Машиаха:

- только в том поколении будет возможно постичь все 125 ступеней, и не

ранее;

- во всех поколениях поднимающиеся в другие миры немногочисленны, в

поколении же Машиаха каждый сможет подняться по духовным ступеням до

слияния с Творцом.

Рашб'и и его ученики