Лайтман Михаил

Каббала - основные положения

Тифэрэт - свет Нэфэш, наполнявший первую группу сфирот, спускается

во вторую, а в первую входит свет Руах - свет Торы. Эти, следующие после

тьмы, 2000 лет называются периодом Торы.

Третья группа сфирот: Нэцах, Ход, Есод занимают последние 2000 лет, сюда

спускается свет Нэфэш из второй группы, а свет Руах из первой группы

спускается во вторую, а в первую группу входит свет Нэшама - свет Машиаха.

До появления третьей группы сфирот вся Каббала, а главное - книга 'Зоар',

были скрыты. Ари открыл нам книгу 'Зоар', а его комментарии указали путь к

освоению духовного мира. Умер Ари, когда еще не закончился период, то есть

не вошел весь свет в третью группу, поэтому ею могли заниматься особые

души (Бааль Шем Тов, Рамхаль,Виленский Гаон), без права раскрыть ее суть

миру.

Но в наше время, близкое к концу третьего периода, мы удостоились такого

всеобъемлющего комментария на книгу 'Зоар', как 'Сулам', и учебного

систематического изложения Каббалы, как 'Талмуд Эсэр аСфирот'.

Хотя души живущих в первые и вторые 2000 лет были очень высоки и

соответствовали высшим сфиротам (Кетэр, Хохма, Бина), но не смогли они

получить соответствующий им свет, потому что не достиг он еще нашего мира.

В настоящее время в наш мир спускаются самые низкие души, что видно и по

происходящему в мире, но именно они дополняют все строение. А высший свет

входит в высшие души, уже ушедшие из нашего мира в высшие миры, но их свет

доходит и до нас - в виде окружающего свечения.

И хотя первые поколения превосходили поколения нашего времени по качеству

душ, так как более чистые появляются в нашем мире первыми (сфирот от Кетэр

- к Малхут), но наука Торы, ее внутренняя, скрытая часть (как, впрочем, и

другие науки) выявляются в последних поколениях - так как от них зависит

интенсивность света.

Чем ниже души, тем больший свет открывается, входит в наш мир, так как

низший свет может спуститься из высших в низшие сфирот (души), а в

освобожденные места в верхних сфирот (душах) входит высший свет.

Каббала не противоречит выводам мудрецов в открытой части Торы. Поскольку

физически выполняемая часть Торы, то есть внешнее, физическое выполнение

заповедей связано со сфирот (душами), а тайная часть Торы, мысленное ее

выполнение, связано со светом, входящим в души. Та же обратная зависимость

существует и между сфиротами(душами) и светом: создание начинается с

высших сфирот с низшим светом, но заканчивается низшими сфиротами

(душами), но с высшим светом. Таким образом, именно низкие души при

соответствующем занятии Торой получают, открывают высший свет.

Изучение книги 'Зоар' и собственно Каббалы - отправная точка исправления

всего мира и достижения им состояния абсолютного покоя и счастья.

Конец третьей части 1-й книги .

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ

К 'ТАЛМУД ЭСЕР аСФИРОТ'

Главным моим желанием является взорвать стену, отделяющую нас от Каббалы еще со

времен разрушения Храма (4 век н.э.), дабы не исчезла окончательно эта наука из

нашего мира. И привычны обычные возражения против изучения этой науки - зачем

для выполнения заповедей знать, что находится на небе (подразумевается духовный

мир)- ведь главное знать, как выполнять заповеди, причем занятия Каббалой,

говорят, опасны и вообще предназначены лишь для избранных

Но спросим себя - каков смысл жизни в небольшом, горьком и трудном подчас

количестве лет, полных забот, и кто может насладиться ею, чего именно и требует

от нас Создатель? Где ответы на эти вопросы?

Тора отвечает на это: 'попробуйте вкусить, как прекрасен Творец' (имеется в

виду, через изучение Торы и выполнение заповедей почувствовать Творца) - и

увидите, что Он абсолютно добр и создал все лишь для нашего блага, и ради него

вручил нам Тору, причем почувствуете это в этом мире. И сама Тора призывает:

'избери жизнь',то есть благо, а не смерть - горькое, бесцельное существование. И

сказано - 'избери', то есть дано право выбора.

Как выяснено в предыдущих статьях, это право выбора касается лишь одного из двух

путей достижения обязательной конечной цели - путь Торы или страданий, причем

конечная цель состоит в уничтожении эгоизма и приобретении природы любви и

положительного влияния.

Каким путем этого можно достичь? Сказано: 'спи на земле, питайся лишь хлебом с

водой - и будешь счастлив и в этом, и в том мирах' - так