Роберт Аллан Монро

Путешествия вне тела

о существовании

Второго Тела. Задолго до появления Библии и христианства в культурах

Египта, Индии, Китая (этот список можно продолжить) представление

о Втором Теле рассматривалось как не нуждающееся в доказательстве.

Историки на каждом шагу натыкаются на упоминания об этом, но, очевидно,

относят их к области мифологии той эпохи.

Если прочитать под этим углом зрения Библию, то множество подтверждений

обнаружится как в Ветхом, так и в Новом завете. Католическая церковь

хранит достоверные предания о святых и иных религиозных деятелях,

переживших подобное состояние, кое-кто из них мог вызывать его

по своему желанию. Даже среди протестантов встречаются особо ревностно

верующие, сообщающие о внетелесном опыте, пережитом ими во время

религиозного экстаза.

На Востоке понятие Второго Тела долгое время считалось естественным

и не противоречащим реальности. Впрочем, это тема для самостоятельного

исследования. Литература андерграунда насчитывает множество книг

и авторитетов по восточным культурам, подтверждающих концепцию

Второго Тела. Утверждается, что и в наши дни существуют разного

рода адепты, ламы, монахи, гуру и им подобные, владеющие такими

ментальными и физическими силами - в том числе и способностью действовать,

находясь во Втором Теле, которые полностью противоречат современным

научным представлениям. Как правило, эти феномены попросту игнорируются

нашим материалистическим обществом, поскольку не поддаются воспроизведению

в лабораторных условиях.

В архивах различных обществ психических исследований как у

нас, так и за рубежом хранятся сотни свидетельств с описаниями

внетелесного опыта. Сбор такого материала начался по крайней мере

сотню лет назад. Кроме того, множество подобных упоминаний разбросано

по различным сочинениям прошлых эпох. Все это ждет своего исследователя.

В сущности, все эти свидетельства описывают спонтанные, одноразовые

события. Обычно внетелесный опыт случается тогда, когда человек

либо физически болен, либо ослаблен, либо переживает глубокий эмоциональный

кризис. Все эти описания в высшей степени субъективны, однако очень

многие из них сами по себе достаточно показательны. В нашем столетии

опубликовано несколько внушительных сборников свидетельств о таких

случаях, и, если данная тема вас интересует, я советую вам с ними

ознакомиться.

Недостаток всех этих публикаций очевиден: в основе своей это

- репортажи, дополненные предположениями. Точных данных, базирующихся

на наблюдении и эксперименте, они не содержат. Причина? Очевидно,

в том, что никакого серьезного исследования не проводилось.

Крайне редко встречаются сообщения о людях, способных по своему

желанию вызывать Второе Состояние и перемещаться во Втором Теле.

Возможно, их и больше, но за последнее время были известны только

двое. Если кто-либо еще обладает такой способностью, то он, по-видимому,

держит свои достижения при себе.

Первый из этих двух - англичанин Оливер Фоке, принимавший активное

участие в психических исследованиях и экспериментах. Он опубликовал

довольно подробное описание своих внетелесных опытов и способов

достижения этого состояния. За пределами андерграунда 1920-х годов

его работу почти не заметили. А ведь он предпринял достаточно серьезную

попытку вписать свой опыт в рамки представлений своей эпохи.

Второй и самый известный - Сильван Малдун, выпустивший в 1938-1951

гг. в соавторстве с Хервордом Каррингтоном несколько работ по этой

проблеме. Малдун был "проекционистом", а Каррингтон - настойчивым

исследователем психических явлений. На сегодняшний день их книги

стали классикой в своей области, читать их и вправду интересно.

Сопоставляя свои и их данные, я в который раз удивился тому, сколь

многое явно опущено. Кроме того, ими практически не проводились

экспериментальные проверки, без чего трудно представить себе серьезное

и объективное исследование.

Из числа последних следует назвать книгу, выпущенную под псевдонимом

Ирам. (Женщина? Мари, если читать наоборот?) Она также дает несколько

ключей к проблеме, но напрямую ее опыт с моим не перекликается.

Заслуживающие внимания попытки научного изучения и оценки феномена

были предприняты недавно несколькими авторитетными исследователями.

Среди них Хорнелл Харт, Нан-дор Федор, Роберт Крукалл и другие

- все пользуются солидной академической репутацией. Работы большинства

из них (их список наряду с другими недавними публикациями см. в

библиографии) сравнительно свободны от искажений, столь характерных

для