Б К С Айенгар

ПРАНАЯМА ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ

наибольшее вознаграждение.

2. Совершенная шавасана требует совершенной дисциплины. Легко расслабиться на несколько минут, но делать это без каких-либо физических движений или без колебаний интеллекта требует длительной тренировки Вначале продолжительное пребывание в шавасане не только очень дискомфортно для мозга, но и вызывает в теле ощущение куска сухого, мертвого -дерева На коже конечностей возникает ощущение покалывания^ которое усиливается, если пребывание в позе продолжается.

Ритм

3.  Когда шавасана выполняется правильно, дыхание движется подобно нити, соединяющей вместе жемчужины ожерелья. Жемчужины    - это ребра, которые движутся легко, очень равномерно и с благоговением, возникающим потому, что когда человек находится в этом ясном состоянии, его тело, дыхание, ум и мозг направляются к его действительной сущности (Атма), подобно пауку, возвращающемуся в центр своей паутины. В этом единении испытывается состояние самахитта читта (невозмутимость ума, интеллекта и самости),

4. Вначале ребра не могут расслабиться, дыхание грубое и неравномерное, ум и интеллект неспокойны. Тело, дыхание, ум и интеллект не объединены с Атмой, или Самостью. Для правильно-

го выполнения шавасаны необходимо единство тела, дыхания, ума и интеллекта, а Самость управляет ими. Все они с почтением склоняются перед Атмой. Затем читта (это - - манас, буддхи и ахамка-ра, или эго, состояние, в котором устанавливается факт «я знаю») становится самахита читта, в которой ум, интеллект и эго уравновешиваются. Это - - состояние покоя.

5, Это состояние достигается путем контролируемой дисциплины тела, чувств и ума. Не следует, однако, ошибочно принимать это состояние за состояние молчания В покое присутствует твердость, происходящая от воли или силы. Здесь внимание сосредоточено на сохранении сознания (читга) спокойным (дхарана), в то время как в молчании внимание расширено и освобождено, а воля слилась с Атмой. Это тонкое различие между покоем и молчанием можно познать только на опыте, В шавасане делается попытка достичь молчания во всех пяти оболочках: аннамайя (анатомической), пранаяма (физиологической), маномайя (ментальной или эмоциональной), виджнянамайя (интеллектуальной) и ананда-майя (тело блаженства), которые окутывают человека от кожи до самости

6 Звезда пульсирует энергией, и энергия превращается в световые лучи, путешествие которых к человеческим глазам на земле может занять много световых лет. Атма подобна такой звезде, она передает и запечатлевает свои склонности и желания, которые, подобно звездной энергии, переходящей в свет, могут вновь всплывать на уровень ума, нарушая молчание.

7.  Сперва научитесь достигать молчания тела. Затем контролируйте тонкие движения дыхания. Затем научитесь молчанию ума и эмоций, а после этого — молчанию интеллекта Теперь продолжайте обучаться и изучать молчание Самости. Это случается только тогда, когда эго или малая самость (ахамкара) практикующего могут слиться с Высшей Самостью (Атмой), Колебания ума и интеллекта прекращаются, «Я» или эго исчезает и шавасана дает возможность испытать состояние чистого блаженства.

Ступени Сознания

   Фото 151     Фото 152           Фото 153                          Фото 154                      Фото 155

                  Фото 156                                      Фото 157                         Фото 158 8. Йога учит, что существуют четыре основных состояния сознания. Три нормальных состояния следующие: состояние глубокого сна, или духовного невежества (сушупти), сон со сновидениями, или вялость (свапна) и, наконец, состояние бдительности или осознанности (джагрита). Существуют и различные промежу точные состояния. Четвертое состояние (турья) имеет другое измерение, в котором садхака просветлен духовно Некоторые называют это состояние Вечным Сейчас, стоящим за пределами времени и пространства. Другие называют это душой, становящейся единой со своим Творцом. Это состояние можно испытать в совершенной шавасане, когда тело отдыхает как в глубоком сне, чувства как во сне со сновидениями, а интеллект бдителен и находится в состоянии осознания. Такое совершенство, однако, достигается редко. Затем садхака возрождается заново, или достигает освобождения (сиддха). Его душа поет слова Шанкарачарьи:

 

Я был, Я есть, Я буду, так зачем страшиться рождения и смерти?

Откуда муки голода и жажды?

У меня нет ни жизни, ни дыхания.

Я ни ум, ни эго, как могут иллюзии

или скорбь угнетать меня?

Я не более чем инструмент,

как могут действия связать или

развязать меня?

Техника

1. Необходимо