Б К С Айенгар

ПРАНАЯМА ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ

(фот 57).

г) Согласно йоге, ум (манас), который является источником эмоций, сосредоточен между пупком и сердцем. Держите спину в постоянном контакте с эмоциональным центром. Вытяните переднюю часть тела вверх и расширьте ее, не теряя контакт с центром сознания.

д) Во время вдоха расширьте грудную клетку и поднимите ее вверх, не наклоняясь при этом вперед, назад или в стороны.

е) Не напрягайте и не дергайте свод диафрагмы, а сохраняйте его расслабленным   Начинайте вдох от основания диафрагмы. Ключевая точка для начала глубокого вдоха      от уровня пупка, под плавающими ребрами I каждой стороны (фот 70)

          Фото 70                               Фото 71                                Фото 72 ж) Сохраняйте легкие пассивными и несопротивляющимися во время вдоха для того, чтобы получить и впитать всю поступающую энергию Вдыхая, наполняйте легкие совершенно, с полным вниманием. Синхронизируйте движения дыхания с внутренним расширением легких.

з) Как кувшин наполняется от дна до верха, так и легкие наполняются от основания до края, Заполните их до верхушек ключиц и внутренней части подмышек.

и) Особое внимание и осторожность необходимы при тренировке слаборазвитых людей, пока их легкие не смогут получать полный объем воздуха Поэтому тщательно исследуйте ваши возможности, с тем чтобы растянуть нервные волокна легких

к) Бронхиальные ветви, начинаясь от трахеи, доходят до периферии легких, где разветвляются на множество бронхиол. Следите за тем, чтобы каждый вдох достиг самых кончиков бронхиол.

л) Вдыхаемый воздух абсорбируется живыми клетками тела, как вода абсорбируется почвой. Чувствуйте эту абсорбцию и следующее за ней воодушевляющее ощущение просачивания космической энергии (праны).

м) Энергия вдоха входит через нос и достигает причинной оболочки духовного тела. При вдохе сознание (читта) восходит от пупка (манипура чакры) к верхушке груди (вишуддхи чакре). Сад-хака должен поддерживать всеобъемлющий объединяющий контакт между причинной и тонкой оболочками тела (см. гл. 2) и сознанием, восходящим из своего источника. Этот контакт объединяет тело, дыхание, сознание и Самость Затем тело (кшетра) и Атма (кшетраджна) становятся единым целым.

н) Каждая пора кожи туловища должна действовать как око разума (джнана чакшу) для абсорбции.

о) Если вдох слишком четко выражен, на коже ладоней возникает ощущение твердости   Регулируйте дыхание таким обра зом, чтобы кожа ладоней все время сохраняла мягкость.

п) Если во время вдоха плечи поднимаются, верхняя часть легких не будет полностью расширяться и задняя часть шеи будет испытывать напряжение. Наблюдайте эту тенденцию восходящего движения и немедленно опускайте плечи (фот. 52). Чтобы сохранить их опущенными, а грудную клетку поднятой, используйте шест или отягощения, как показано на фот 71 74.

    Фото 73                                 Фото 74                           Фото 75                   Фото 76 р) Расслабьте горло Расположите язык на нижнем небе свободно, не касаясь зубов

с) Сохраняйте глаза закрытыми и расслабленными, а внутреннее видение - - активным (фот. 54). Во время вдоха глаза стремятся обращаться вверх (фот. 95) - избегайте этого

т) Следите за тем, чтобы уши, мышцы лица и кожа лба оставались расслабленными

у) Правильный способ вдыхания устраняет вялость, стимулирует и придает энергию телу и уму.

Техника Выдоха (Речака)

а) Следуйте пунктам а) -  - г), относящимся к технике вдоха

б) При вдохе тело действует как инструмент для получения энергии в форме воздуха. При выдохе оно становится динамическим, действуя как инструмент для медленного высвобождения воздуха Сохраняйте сжатие межреберных мышц и плавающих ребер на протяжении всего акта выдоха  Без этого устойчивый и плавный выдох невозможен.

Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)

1. Кумбхака означает кувшин, который может быть и полон, и пуст. Кумбхака бывает двух видов. Это пауза: а) между вдохом и выдохом и 6) между выдохом и вдохом. Это — искусство удержания дыхания в состоянии приостановки

2. Кумбхака также означает отвлечение интеллекта от органов восприятия и действия, с тем чтобы сосредоточить его на местопребывании Атмана (пуруши), источника сознания. Кумбхака удерживает садхаку в состоянии молчания на физическом, моральном, ментальном и духовном уровнях.

3. Удерживание дыхания в кумбхаке не следует ошибочно интерпретировать как новое усилие мозга, нервов и тела, предпринятое с целью задержать дыхание. Новое усилие ведет к сверхнапряжению. Кумбхаку следует выполнять с расслабленным умом,